Предновогодняя история 2019 г.

Вий 2 или чудо свт. Иоанна

 В один из будних дней накануне последнего воскресенья перед наступлением Нового года, когда я, как настоятель дежурил в храме, произошла одна история, которую для восприятия читателя, как мне кажется, лучше пересказать в юмористическом тоне, так как во время самого события многие чувствительные натуры в лучшем случае грохнулись бы в обморок от всего происходящего.

День этот начался как обычно спокойно, с утра никого не было и, когда скрипнула дверь, я подумал — вот и первый посетитель.

Зашла женщина около 40 лет и остановилась на пороге самого храма. Выглядывая из алтаря, я подумал, что сейчас отпущу как обычно пару свечек и продолжу заниматься своими делами. Как вдруг раздался жуткий, истеричный хохот и женщина затряслась прижавшись к косяку. Выйдя из алтаря в недоумении, я подошел поближе и увидел жуткое лицо как в лучших фильмах ужасов с ненормальным взглядом.

Прохохотавшись, женщина стала говорить мужским голосом. Все обороты, склонения и падежи речи были выстроены только в мужском роде и, что удивительно, при быстром не прекращавшемся речевом потоке женщина ни разу не сбилась в мужских падежах и склонениях.

— Мне надо в кого-то вселиться — начала она — и непременно до 12 часов ночи, иначе Кате будет плохо. Я сюда пришел в кого-то вселиться.

 При разговоре посетительница пыталась говорить чуть ли не вплотную, постоянно приближая свое лицо ко мне. После первых фраз пошел поток непристойных ругательств на того, кого она в течении всего времени нахождения в храме называла только Назарянином.

 Увидев ковчег с мощами свт. Иоанна, она протянула руку и закричала:

 — Падла, ах вот ты какая падла! Это он мне сказал сюда прийти. Явился и сказал иди в Литвинки, вот сволочь какая!

В этот момент до меня стало что-то доходить. Такие случаи о бесноватых людях нередко описываются в рассказах о церковной жизни и в повествованиях об угодниках Божьих.

Если честно, то стало жутко и страшно, и даже подумалось: ну все, конец!

 Надо было что-то делать. Пошел в алтарь и стал лихорадочно одевать поручи и епитрахиль, при облачении которых читаются особые молитвы.

 На одеяние епитрахили: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (Пс. 132:2).

 На одеяние поручей: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты» (Исх. 15:6-7), «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим» (Пс. 118:73).

 Взяв крест, перекрестился и, произнеся про себя «Святителю Иоанне, моли Бога о нас», вышел. Что делать? Надо как-то начинать беседу. А что говорить не знаю.

 — Тебя как зовут?

 — Меня – косноязычный, а ее Катя.

 — А зачем пришел?

 — Вот эта сволочь заставил меня прийти, показывая на ковчег с мощами свт. Иоанна, закричала женщина, которую по вей видимости звали Катя.

 — Ну тогда давай иди к ним, раз тебе сказали, давай помолимся.

 Женщина подошла к ковчегу, затряслась и стала вопить, изрыгаю потоки хулы на все святое, с постоянным упоминанием о Назарянине.

 В умных назидательных книжках пишут, что в подобных случаях читают 90-й псалом «Живый в помощи Вышнего», предназначенный для защиты верующего от нечистой силы. Попробовал про себя читать, но не получалось, так как было такое состояние, что не удавалось сосредоточиться на длинном тексте псалма, хотя, как и все священники, я знал его наизусть.

 — Повернувшись ко мне, женщина вдруг спросила: Что не получается?

Стало совсем не по себе и сами собой затряслись коленки. Надо было что-то делать, и я стал петь тропарь святителю Иоанну, подряд раз десять, после чего взял в алтаре акафист свт. Иоанну и с трясущимися руками начал читать. Пока ходил в алтарь мелькнула мысль забаррикадироваться в алтаре, вызвать полицию, а в случае чего вылезти в окно на улицу.

 Чтение постоянно приходилось прерывать, так как женщина постоянно обращалась с разными вопросами, рассказами о церковной жизни Твери и просьбами, главная из которых была просьба помочь в кого-то вселиться.

 Затем она стала говорить про тверских священников, перечисляя все их грехи и мельчайшие подробности жизни. Странно, но до меня дело не дошло. В разговоре с особой агрессией часто упоминался некий дядя Коля, который, несмотря на то, что давно умер, по словам рассказчицы оказался редкостной тварью, так как на мытарствах, бросившись в ноги Назарянину, умолял помиловать Катю и не дать ей погибнуть.

После прочтения половины акафиста с женщиной вдруг стало совсем худо. Она затряслась, рывкообразно стала подходить к мощам и вдруг уткнулась лицом в ковчег, крича нечленораздельные фразы. На полусогнутых ногах, пытаясь не упасть в оброк, я стал пытаться читать молитву «Отче Наш» и вдруг случило то, что иначе как чудом свт. Иоанна не назовешь.

Женщина сильно затряслась и, выпалив весь запас своей энергии, обмякла и успокоилась. И в то же мгновение под самым окном раздался жуткий вой, похожий на то, как если бы кто стал резать кота по живому.

 Видя ее обмякшее состояние, я робко сказал: «Положи руку на ковчег» и, пододвинув к ней табурет, предложил сесть. С опаской предложить ей креститься вместе со мной. На удивление она согласилась, села на табурет и, постоянно оглядываясь на меня, стала совершать крестное знамение. На душе как-то полегчало, ну думаю, вроде пронесло.

 Все оставшееся время чтения акафиста она просидела относительно спокойно, держа руки на ковчеге, лишь изредка что-то спрашивая, но осмелев, я подносил палец к губам и говорил: «Тихо, помолчи».

 Закончив читать, я вынес кисточку и помазал ее маслом от лампады свт. Иоанна. Было сильное желание избавиться от этого кошмара, длившегося более часа и от этой особы. Видя расслабленность ее состояния, я спросил: «Ну что, устала?». Она в ответ кивнула.

 — Ну тогда иди домой, тебе надо отдохнуть. Выпей валерьянки и полежи. На радостях я даже дал ей денег на маршрутку.

 — А мне не надо будет сегодня идти на кладбище, просила она нормальным женским голосом?

 — Нет, сегодня не надо, сегодня надо передохнуть, завтра сходишь. В воскресенье иди в ближайший храм и причастись.

 Через несколько минут женщина вышла на улицу и побрела на автобусную остановку, а я подумал, вот все в нашем храме есть для совершения служб, церковных треб и спасения душ человеческих, не хватает только одного – куска обычного белого мела для спасения в определенных случаях самого священника. Надо будет купить.

РАССКАЗ «КОСНОЯЗЫЧНОГО» О СВТ. НИКОЛАЕ

 Во время своего пребывания в нашем храме посетительница от лица «косноязычного» не переставая рассказывала разные истории о своих взаимоотношениях с окружающим миром, как земным, так и небесным. Одну из таких историй, имеющую определенную назидательность, наверное, стоит здесь привести, хотя в Евангелии Господь запрещал бесам говорить о себе правду, чтобы правда не осквернялась ими и не была им присуща ни в каком виде.

«19 декабря, в день Святителя Николая, — начал свой рассказ наш персонаж, — я пошел в храм Трех исповедников, чтобы не дать Кате причаститься. Думаю, вот сейчас вынесут Чашу, я опущу туда свой хвост и нагажу. В конце Литургии из алтаря вышел священник с Чашей и я стал подходить поближе.  Вдруг к моему ужасу за священником из Царских врат вышел сам Святитель Николай Чудотворец, подошел к амвону и упал на колени перед Чашей. Поднявшись, Святитель Николай обнял стоящего священника и стал целовать Чашу пока читались молитвы перед причащением. Когда священник закончил чтение молитв, из Чаши во весь рост вдруг встал Сам Назярянин и я в ужасе выбежал из храма».