Неделя 4-я по Пятидесятнице

«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает.
 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час». (Мф. 8, 5-13)

В этом повествовании мы впервые видим, как Господь – Создатель всего мира — видимого и невидимого, Создатель вселенной и всей жизни земной – вдруг удивляется. Господь удивляется вере и величию души человеческой и, что особенно удивительно, вере и величию души язычника – римского сотника, который к тому же был ещё и захватчиком иудейского народа.

 Об этом Сам Господь говорит так: «Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». И это говорится о стране, в которой, в отличие от языческого Рима, было истинное Богопознание, был Иерусалимский храм, синагоги, книжники, сонм священников и учителей Закона Божьего.

 Господь удивляется кротости и смирению души этого римского сотника, пришедшему к Нему – иудею (которых римляне презирали) просить о своем слуге, большинство из которых в рабовладельческой Римской империи были рабами, которых никто не считал за людей и которых всегда можно было заменить на другого. А этот сотник вдруг просит не за своих родственников или близких, а за раба слугу. Евангелие не говорит об этом, но можно предположить, что сотником были испытаны все средства исцеления этого слуги, в том числе и врачебные, прежде чем он пришел за помощью ко Христу.

Так же, как и евангельский милосердный самарянин, этот римский сотник является для нас примером подлинно христианского отношения к страждущему человеку, независимо от его социального положения и национальности. Пример истинной веры сотника во власть Христа, способного одним лишь словом исцелять болящих и воскрешать мертвых, да будет нам уроком подлинной христианской духовной жизни, говорящем о том, что Бог способен услышать каждого человека, в любом его состоянии и положении и откликнуться на его прошения, если человек будет иметь истинную веру, искренние помышления и милосердное сердце.