Приглашаем на праздничную службу 12 октября в день памяти обретения мощей свт. Иоанна

 12 октября 2025 г. в воскресный день Церковь чтит память обретения мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, которое совершилось в ночь с 11 на 12 октября 1993 г. в крипте кафедрального собора г. Сан-Франциско. Именно здесь с момента захоронения владыки Иоанна в 1966 г. все время и находился под спудом гроб с его телом.

 Событие обретения мощей владыки Иоанна было крайне важным для Русской Православной Зарубежной Церкви, так как, во-первых, это было первое за всю историю РПЦЗ обретение мощей и первое прославление святого, а во-вторых, от того, что нашла бы в гробу комиссия по канонизации зависело и дело самого прославления свт. Иоанна. Если бы в гробу не оказалось нетленных мощей, то, возможно, канонизация и не состоялась.

 Вот почему так трепетно происходило вскрытие гробницы свт. Иоанна, результат которого сделал возможным канонизацию святого и празднование самого дня обретения мощей, ставшего прологом причисления владыки Иоанна к лику святых в 1994 г.

 Приглашаем всех почитателей имени свт. Иоанна на праздничную службу в храм его имени.

11 октября 2025 г.

15.00 — Акафист свт. Иоанну,

16.00 – Всенощное бдение.

12 октября 2025 г.

8.30 – Божественная Литургия.

ОТКРЫТИЕ МОЩЕЙ СВТ. ИОАННА. КАК ЭТО БЫЛО. ВОСПОМИНАНИЯ ПРОТ. ПЕТРА ПЕРЕКРЕСТОВА (КЛЮЧАРЯ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАБОСТЬ Г. САН-ФРАНЦИСКО)

Прот. Петр Перекрестов в центре фотографии между двумя архиереями РПЦЗ

 Архиепископ Иоанн (Максимович) отошел ко Господу 2 июля 1966 года во время архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной. После богослужения он ушел с иконой к себе в келью, где его вскоре нашли перед святым образом бездыханным. Похороны состоялись в Сан-Франциско, но не сразу. Потребовалось довольно много времени, чтобы съехались все архиереи. Митрополит Лавр (тогда еще в сане игумена) ехал трое суток на машине из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле – расстояние более 5000 километров – вместе с архиепископом Аверкием (Таушевым). И хотя тело владыки Иоанна не бальзамировали, а погода в Сан-Франциско стояла необычайно теплая, во время отпевания и после никаких признаков тления замечено не было.

 Городское управление, видимо, под влиянием бывшего мэра – православного грека Джорджа Кристофера, дало приходскому совету кафедрального собора в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» специальное разрешение похоронить владыку в черте города, под храмом – в подвальном этаже было складское помещение, его переоборудовали в усыпальницу.

 Со дня кончины владыки Иоанна совершилось так много чудес, его молитвенная помощь была настолько очевидна, что возникло народное почитание, – и уже потом оно увенчалось официальным актом канонизации – признания святости владыки Иоанна.

 Само церковное решение прославить святителя Иоанна было чудом. В то время Русскую Зарубежную Церковь возглавлял митрополит Виталий (Устинов), который не был почитателем святителя Иоанна. Но однажды архиепископ Антоний (Медведев), возглавлявший Западно-Американскую кафедру, после поездки на заседание Архиерейского Синода в Нью-Йорк в феврале 1993 года, сказал мне по дороге из аэропорта Сан-Франциско: «Ты не поверишь. Я на Синоде осторожно предложил потихоньку начинать сбор материалов к прославлению владыки Иоанна. И вдруг митрополит Виталий твердо заявил: «Прославим!».

 После этого, в мае 1993-го, состоялся архиерейский собор Русской Православной Церкви Заграницей, на котором было принято уже соборное решение о прославлении святителя Иоанна 2 июля 1994 года.

 В ночь с 11 на 12 октября 1993 года, ровно 25 лет тому назад, после вечернего богослужения в кафедральном соборе архиереи и священники, вошедшие в состав Комиссии по освидетельствованию останков архиепископа Иоанна, по очереди читали у его гробницы в усыпальнице Евангелие. Всего в этом акте участвовало 16 человек, из коих было двое мирян.

 При пении тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» мы приступили к своему послушанию. Была снята тяжелая крышка саркофага, и мы увидели под ней проржавевший металлический гроб. На нем лежала в целости и сохранности мантия, которую положили туда в день отпевания. Гроб приподняли на веревках, но он начал крошиться. Мы подложили под него балки и установили наверху. Теперь нам предстояло открыть крышку самого гроба.

 Крышка открылась, мы увидели облачение святителя Иоанна. Когда-то оно было белое, но теперь стало зеленым – вероятно, потому что покрылось плесенью. Когда мы дотронулись до облачения, оно начало рассыпаться в руках. Когда хоронят священника, его лицо покрывается богослужебным воздухом (пеленой), тем, которым во время Литургии покрывается Чаша и Дискос. Таким воздухом было покрыто и лицо святителя Иоанна. Владыка Антоний, вновь читая 50-й псалом, перекрестился и приподнял воздух.

Так я впервые «познакомился» с владыкой Иоанном, впервые его увидел. Его лицо и все его тело полностью сохранились, были нетленными – это были мощи.

 Владыка Антоний назначил меня фотографом. В 1993 году я фотографировал на пленку на недорогом фотоаппарате, но в этот момент она у меня закончилась. Я побежал за угол домой, а там свет везде горит, как на Пасху. Был одиннадцатый час ночи, матушка меня ждала. Я поднялся в квартиру и закричал: «Нетленны! Нетленны!» Схватил пленку и побежал обратно в усыпальницу, а матушка сообщила радостную весть другим женам духовенства, участвовавшего в открытии мощей.

 Затем в усыпальницу на руках принесли больного мальчика – сына священника нашей епархии. Владыка Антоний благословил, чтобы его приложили к мощам, – и этот мальчик, Всеволод Беликов, получил исцеление от своей болезни. Сейчас он совершенно здоров.

В конце мы пропели общий святительский тропарь: «Православие наставниче, благочестия учителю и чистоты…» – и около 12 часов ночи разошлись по домам, подобно святым апостолам Христовым – с радостью великой.