Канон Андрея Критского

Великий пост. Канон Андрея Критского

Великопостный ролик храма свт. Иоанна арх. Шанхайского и Сан-Францисского г. Твери (2019 г.) на песню иеромонаха Романа в исполнении Олега Погудина:

Слово на каноне Андрея Критского во вторник. Храм Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского г. Твери 2019 г.:

Слово на каноне Андрея Критского в среду. Храм Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского г. Твери 2019 г.:

Великий пост начинается для православного христианина с чтения Великого покаянного канона свт. Андрея Критского, духовно приуготовляющего человека к прохождению поприща Великого поста.

Содержание канона основано по большей части на образах и символах Ветхого завета, духовно раскрываемых через призму Нового завета и представляющих христианину путь покаяния и духовного возрастания в круговерти жизненной суеты, страстей, пустых забот и бесчисленных ошибок.

К сожалению, сегодня в нашем приходском православном сообществе утеряно понимание, знание и свободное ориентирование в главных текстах Ветхого завета, назидательность которых была широко известна и распространена в дореволюционное время.

Современному прихожанину имена и события, образы и символы Ветхого завета, как правило, ничего не говорят. Но именно примеры жизни и борьбы со своими пороками и грехами великих праотцов Ветхого завета, составляющие основное содержание канона Андрея Критского, помогают нам изжить из себя ветхого человека, погрязшего в страстях, увидеть себя ветхим, поучиться у святых древности самоотверженной борьбе со своими грехами и всем сердцем обратиться ко Христу Спасителю.

А венцом службы Великого повечерия с чтением канона Андрея Критского, его смысловой точкой и акцентом является великая молитва прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», в простых и понятных словах объясняющая путь христианской жизни для всех, стремящихся жить по-евангельски.

Для этого надо не так уж и много:

— Отринуть от себя празднословие, стремление к превозношению и начальствованию над людьми,

— Стяжать целомудрие, терпение немощей ближних и любовь к окружающим нас людям, обремененных проблемами, страданиями и заботами, о которых мы даже и не знаем, требующих не осуждения за свои грехи и недостатки, а молитвы, понимания, утешения и посильной помощи,

— Каяться в своих грехах и прегрешениях, а не осуждать и не указывать на грехи ближнего своего.

 

ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».