Антипасха. День апостола Фомы

В народный обиход из Евангелия издревле и прочно вошло выражение с ироничным оттенком «Фома неверующий», основанное на словах Спасителя, обращенных к Своему ученику «И не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27).

Фомы не было в Иерусалиме во время распятия и Воскресения Господа, и по человеческому естеству, не просвещенному еще Духом Божиим, он не мог вместить в себя и поверить в небывалое событие – Воскресение своего Учителя.

 Впрочем, такими непросвещенными благодатью Духа Святого были и все ученики Христа, не поддержавшие Его в молитве в Гефсиманском саду и разбежавшиеся от страха при Его аресте и распятии. Они еще не апостолы в полном смысле этого слова, они еще просто ученики Своего Учителя.

 Апостолами, бесстрашными проповедниками христианства и мужами Духа Божьего они станут только после Пятидесятницы, когда Дух Божий в виде огненных языков сойдет на них после Вознесения Господня. «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8).

 В этом рассказе о неверии Фомы есть одна важная деталь. По прошествии нескольких дней Господь является ученикам и Фоме и напоминает ему его слова о неверии в Его Воскресение, сказанные своим собратьям несколько дней назад.

 Это говорит нам о том, что в каждую минуту нашей жизни все наши слова, поступки и мысли известны Господу, и все, что мы делаем, говорим и помышляем в этом мире Ему известно. Каждую секунду мы все предстоим пред Богом и Ему все про нас известно. Зная это, как же надо нам всем себя вести в этой жизни?

 Сомнение же Фомы позволило Господу преподать для всех последующих поколений христиан великое назидание и правильный образ мыслей, приводящий человека в состояние блаженства. Обращаясь к Фоме, Господь сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).

 Именно об этом и напишет потом апостол Павел, определяя веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).