Антипасха. Неделя о Фоме

В церковном календаре этот день получил название Антипасха, что с греческого языка должно перевести не как что-то противное Пасхе, а как день, находящийся напротив дня самой Пасхи, то есть то воскресенье, которое в календаре стоит следующим воскресным днем после Пасхи.
Но в церковно-расхожем сознании этот день прочно получил наименование дня Фомы неверующего, по евангельскому чтению этого дня, повествующему о неверии апостола Фомы словам своих собратьев о Воскресении Христовом. Даже возникла поговорка в нашем народе о Фоме неверующем.
Конечно, никаким неверующим апостол Фома не был, и вся его последующая жизнь, проповедь Евангелия во многих народах и мученическая смерть за исповедание христианской веры самое верное тому подтверждение.
Просто непостижимое для человеческого ума событие Воскресения Христова было столь уникальным и неотмирным явлением, что все апостолы не смогли его сразу вместить в своем уме и сердце, несмотря на то, что Господь на протяжении всего Евангелия постоянно говорил о Своей крестной смерти и воскресении в третий день.
И если на месте апостола Фомы оказался бы любой другой апостол, то его реакция на слова о Воскресении Христа была бы такой же, как и у апостола Фомы. Вспомним, что Евангелие от Иоанна заканчивается последним явлением Христа ученикам, ловящим рыбу. И когда они вышли на берег, то Христос сидел на берегу у костра, приготовив рыбу и хлеб для своих учеников. Когда они все сели вокруг костра, то Спаситель – воскресший Спаситель, имевший уже другое тело, не нуждавшееся в земном поддержании пищей и питием, стал есть пред учениками только для того, чтобы они не приняли Его за приведение или призрак.
Сегодня мы вспоминаем святого апостола Фому и его человеческие немощи, которыми и мы все обременены в гораздо большей степени, чем был обременен при жизни апостол Фома. Будем же молиться этому великому апостолу, проповеднику Евангелия, создателю христианской Церкви в Индии, ученику и самовидцу Христову об укреплении нашей веры, очищении нашего ума от стереотипов мирской жизни и о даровании нам подлинной духовной крепости, силы воли и христианской любви такой силы, которую имел апостол Фома, вера которого, подтвержденная видением должна стать для нас ориентиром, маяком и примером для подражания.


