Неделя о блудном сыне. Увидеть в себе не только младшего блудного сына, но и старшего — фарисея

Неделя о блудном сыне. Прот. Роман Манилов, храм свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского п. Литвинки г. Твери 28 февраля 2021 г.

Воскресенье, 28 февраля 2021 г., Церковь отметила особое событие – Неделю о блудном сыне, название которой продиктовано притчей, рассказанной Спасителем в Евангелии от Луки (Лк. 79: 11-32).

Наверное, ни одна из библейских притч не была так любима и востребована в истории человечества, как притча сегодняшнего дня. Огромное число писателей, поэтов, художников и богословов с древних времен обращались к сюжету этой притчи при создании многочисленных произведений мысли и культуры.

Вспомним лишь одну знаменитую картину, а их разными художниками разных эпох было написано бесчисленное множество, картину выдающегося голландского мастера ХVII в. Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына», в которой отразилась библейско-земная история возвращения всего человечества, отпавшего от Бога со времен первых людей Адама и Евы, к истоку и источнику вечной жизни, создателю неба и земли Господу Богу.

Притча о блудном сыне, как и притча предыдущей недели — о мытаре и фарисее, призывает христиан к духовному вхождению в Великий пост, главной задачей которого является преображение человеческой души, возвращение человека к Богу через молитву, воздержанность жизни, покаяние, исправление тех своих грехов, недостатков и страстей, с которыми нам ещё не удалось расстаться.

Великий пост заканчивается Пасхой Христовой – Воскресением Христа, и в притче о блудном сыне повествование о земных мытарствах младшего сына также заканчивается воскрешением погибшей души блудного сына, её преображением через покаяние перед отцом и воскресением для жизни праведной, а значит и для жизни вечной.

Эта притча показывает нам, что главное в приближающемся Великом посту заключается не в строго-буквальном соблюдении только пищевого поста, а в использовании средств поста – воздержании, молитве и покаянии для преображения своей души и победы с помощью Божией над своими, ещё не искоренёнными, теми или иными страстями и грехами.

В притче о блудном сыне, как и в притче о мытаре и фарисее, есть и кающийся мытарь – младший сын и, проявившийся в старшем сыне, фарисей, который в событии возвращения в дом отца младшего сына и великой радости отца об обретении погибшего сына, проявил не лучшие качества верующей души, такие как сострадание, милосердие и сочувствие к погибающему в страстях и заблуждениях младшему брату, а самые худшие и фарисейские качества – зависть, тщеславие, осуждение и матерь их — гордыню.

Каждый вступающий в Великий пост христианин должен увидеть в себе, в своей душе этого, укоренившегося в нашем сердце и спящего до поры до времени старшего сына-фарисея из евангельской притчи, и всеми силами своей души, при помощи благодати Божьей и таинств церковных совершить подвиг Великом поста, заключающегося, в том числе, и в искоренении своего внутреннего фарисея.