Неделя 14-я по Пятидесятнице. Избранные и званые

 «Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

 Опять послал других рабов, сказав: «скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир». Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

 Услышав о сём, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их.

 Тогда говорит он рабам своим: «брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир». И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «Друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»; ибо много званых, а мало избранных» (МФ. 22, 1-14).

 Притча о званых и избранных посвящена судьбам богоизбанного народа – иудеям и, в первую очередь, к вождям иудейского народа, полностью извратившим сам дух ветхозаветной жизни и понятие о грядущем Миссии.

 В притче Господь дал понять книжникам, фарисеям и всем, следовавшим за ними учителям синагог, что они не что иное как «Лицемеры, что затворяют Царство Небесное человекам, ибо сами не входят и хотящих войти не допускают…, вожди слепые» (Мф. 23, 13,16). Что они, считавшие себя избранными, полностью исказили понятие о Миссии, превратив его в чисто земное представление о величии и славе иудейского народа, которые и должен был дать Миссия избранному народу.

 Именно поэтому пир царя — а под пиром (брачным пиром) в Евангелии всегда понимается Царство Небесное и Небесный пир у Царя неба и земли – этой богоизбранной элите иудейского народа не интересен, не понятен и не нужен.

 Вот почему званые на пир избранные представители царства не откликнулись на приглашение слуг царя и не пришли на пир, найдя множество чисто земных, а лучше сказать приземленных причин отказа от такого высокого приглашения царя.

 Тогда царь послал своих слуг с приказанием привести всех, кого можно найти на просторах царства – в основном простых подданных царства, чтобы наполнить пир гостями.

 Вспомним в этой связи слова Спасителя к ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28,19-20). То есть, идите ко всем презираемым в системе иудейского мировоззрения, язычникам и приведите их ко Мне, на Мой брачный пир. Именно эти народы станут теми избранными, которые в отличии от иудеев станут новым богоизбранным народом.

 Почему же из этого пира был извергнут один человек, оказавшийся не в брачной одежде?

 Потому, что он не захотел взять на входе в зал пира, выдаваемую всем по обычаю того времени особую дежурную светлую одежду. Обычно это был кусок материи, подходящий каждому человеку, в которую гость мог завернуться, скрыв свою скромную или бедную одежду. И этот человек, презрев правила поведения на пиру, проявив неуважение к гостям и хозяину пира, был извергнут вон из этого высокого царского собрания.

 Эта притча для нас современных христиан не про далекие времена и нравы иудейского народа.

 Притча эта про нас. Мы те званые, которые должны оправдать высокое звание христианина, чтобы стать теми избранными, которые будут достойны Царского пира в Царстве Небесном. Мы – христиане званые Христом к жизни по заповедям Христа и избранные Христом для такой жизни, и нам надо всеми силами своей души, воли и разума оправдать высокое звание христианина, поборов свои страсти, немощи и грехи. А чтобы быть достойными любви и милости Божией нам нужно всегда помнить про то, какая у нас одежда – одежда нашей души. Брачная она, светлая, омытая покаянием и борьбой со страстями или запачканная грехами, нежеланием видеть свои недостатки и страсти и не достойная пира Царя Небесного.

 В конце этой притчи приводятся слова, которые уже давно стали расхожей народной поговоркой — много званых, а мало избранных.

 Давайте будем всегда иметь их в своем сердце, ибо это слова про нас, про христиан, чтобы во всех обстоятельствах жизни, в нашем общении с близкими всегда иметь их ввиду при совершении тех или иных действий, совершении тех или иных поступков, произнесении тех или иных слов.

 Протоиерей Роман Манилов