Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора
16 июня 2024 года, в Неделю 7-ю по Пасхе Церковь чествует память святых отцов Первого Вселенского Собора, собравшихся в 325 г. в г. Никее противостать еретическому учению о Божественной природе Иисуса Христа александрийского пресвитера Ария, учившего о том, что Христос – это не единоприродный Сын Божий, а высшее творение Бога Отца, созданное Им для проведения Своих действий в этом мире.
Из этой логической, в чем-то красивой и понятной конструкции, взятой Арием из языческой философии, он сделал следующий, также ошибочный и еретический вывод и том, что и Дух Святой не является полноценной Божественной ипостасью, а является тоже творением – творением сотворенного сына Божия Иисуса Христа.
Это еретическое учение настолько завладело умами христиан того времени, настолько распространилось во многих частях Восточной Римской империи и за ее пределами, что понадобились самые решительные меры, в том числе и такие как созыв Вселенского Собора, чтобы предотвратить распространение этого пагубного учения и его влияния в среде верующих христиан.
В сегодняшнем апостольском чтении за Божественной Литургией апостол Павел предупреждал своих учеников и последователей о том, что наступят такие времена, что «по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой» (Деяния 20, 29-30).
Таким волком и одним из первых ересиархов и стал талантливый священник из Александрии Арий.
Ересь – это не просто умственное заблуждение человека или группы людей. Это прямой путь погибели человека и в этой жизни, и в жизни вечной. Ибо учение Ария о том, что Христос не Бог, а творение Божие перечеркивает весь подвиг Богочеловека Христа, Его Жертву за род человеческий, Его страдания на Кресте, Воскресение из мертвых, а значит и наше воскресение после смерти и приобщение к жизни вечной в Царствии Небесном.
В Евангелии сегодняшнего дня Господь говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17, 3).
Вот за эту возможность вхождения в жизнь вечную души человеческой через Жертву подлинного Богочеловека Христа и встали святые отцы Первого Вселенского Собора, осудив ересь Ария и утвердив на Соборе то определение о Лице Иисуса Христа, тот Символ нашей веры, который мы каждый раз соборно поем на Божественной Литургии: «Верую … во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Имже вся бы́ша».