Памяти протоиерея Алексея Расева
8 декабря 2016 на 48 году жизни после тяжелой болезни скончался клирик Покровского храма г. Твери и храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» протоиерей Алексей Расев (1969-2016).
Мне, как бывшему клирику Покровского храма, приходилось общаться с о. Алексием, хотя в то время, когда я начал служить в Покровском храме в 2015 г., о. Алексей был переведен на службу в храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в микрорайоне «Южном».
Мы часто встречались на разных совместных службах, праздниках и епархиальных собраниях. И хотя тесного дружеского общения у нас с ним никогда не было, тем не менее о. Алексей оказал на меня определенное влияние, еще с того времени, когда я еще не был священником.
Так часто бывает в нашей жизни, даже в священнической среде, что мы очень быстро забываем тех, кто служил вместе с нами, был близок нам при жизни и имел отношение к истории нашего города и епархии. Именно поэтому, родилась инициатива проведения общественного вечера памяти прот. Алексея Расева в годовщину его смерти.
8 декабря 2017 г. в Славянском зале Тверской областной библиотеки им. Горького по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора состоялся Вечер памяти протоиерея Алексея Расева для его друзей, прихожан и близких.
Вечер был организован и проведен Отделом культуры Тверской епархии, Фондом Екатерины Бакуниной при поддержке Покровского храма г. Твери.
Своими воспоминаниями об о. Алексее в этот день поделились протоиерей Павел Сорочинский — настоятель Покровской церкви г. Твери, в которой о. Алексей начинал свое священническое служение, клирик Покровской церкви протоиерей Александр Шабанов, председатель Отдела культуры Тверской Епархии и настоятель храма во имя свт. Иоанна архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского г. Твери протоиерей Роман Манилов, прихожане храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в микрорайоне Южный, в котором последние годы служил о. Алексей.
Во время своего выступления протоиерей Александр Шабанов рассказал о своих встречах с о. Алексеем, его участии в «Михайловских чтениях» и представил книгу о. Алексея «Очерк жизни в Бозе почившего Ржевского протоиерея о. Матфея Александровича Константиновского», над которой о. Алексей работал на протяжении многих лет, посвятив ее памяти известного ржевского священника Матфея Константиновского (1791-1857), бывшего духовным наставником великого русского писателя Н.В. Гоголя.
Книга была издана только после смерти автора стараниями сослужителей, друзей, прихожан Покровского храма и храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Протоиерей Александр Шабанов
Многие отмечали, что объемный труд о. Алексея стал не только серьезным тематическим историческим исследованием, но и книжным памятником самому о. Алексею, благодаря которому имя автора будет жить и в широкой среде читающего сообщества.
На памятном вечере прозвучал голос о. Алексея, сохранившийся в архиве Тверского радио. С трепетным чувством присутствующие прослушали комментарий о. Алексея на рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи». Было такое ощущение, что в зале присутствовал сам о. Алексей.
Прихожанка храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Галина Буслаева и друг о. Алексея Святослав Михня прочитали собственные стихотворения, посвященные памяти о. Алексея.
В лирической части презентации приняли участие заслуженный артист Тверского театра драмы Георгий Пономарев, проникновенно исполнивший под музыку Г. Свиридова отрывок из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя «Русь тройка», и солист Тверской Академической филармонии, заслуженный артист России Виктор Сухов, в исполнении которого в память об о. Алексее прозвучали романс А. Журбина на стихи Н.В. Гоголя «Тебя зову» и известная песня А. Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик».
Заслуженный артист России Георгий Пономарев
Заслуженный артист России Виктор Сухов
Закончился вечер памяти о. Алексея словом благодарности мамы о. Алексея Людмилы Григорьевны ко всем, кто пришел на этот вечер, и общим исполнением церковного песнопения «Вечная память».
Протоиерей Роман Манилов
Фото на память с мамой о. Алексея Людмилой Расевой
КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ О. АЛЕКСЕЕ
Алексей Игоревич Расев родился 2 марта 1969 г. в г. Калинине. В 1984 г. закончил городскую среднюю школу №17 и поступил в Тверское художественное училище им. Венецианова, где впервые познакомился с азами иконописи. Крестился 18 июля 1990 г. в храме Казанской иконы Божьей Матери в п. Власьево.
С 1990 г. по 1994 г. принимал активное участие в выставочной деятельности федеральной программы развития церковных искусств и ремесел «Программа «Храм»». Персональные выставки живописи и графики были представлены в Москве, Санкт-Петербурге, Париже и Оснабрюке. В 1993-94 гг. работал заместителем главного редактора «Новой газеты», затем директором издательства «РАНГ», посещал церковь Казанской иконы Божьей Матери во Власьево.
Рукоположен в сан священника в 1996 г. и определен клириком архиерейского подворья Покровской церкви г. Твери. С августа 2008 г. переведен клириком храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» г. Твери.
Митрополит Тверской и Кашинский Виктора так говорил о почившем:
«Отец Алексий был разносторонне образован, свой гражданский опыт редактора газеты умело использовал в издании журнала «Тверские епархиальные ведомости», также был назначен ответственным секретарем Тверской епархии по работе со СМИ. Проводил большую работу в поиске архивных материалов, касающихся истории тверских храмов, и, как историк, проявил себя в работе по сбору информации по канонизации святых и новомучеников Русской Православной Церкви Тверской епархии. Основная лепта в это благое дело – им собрано около 1000 страниц материалов для канонизации ржевского протоиерея Матфея Константиновского, духовника Н.В. Гоголя. Отец Алексий примерный семьянин, ревностный пастырь, завоевал уважение и авторитет духовенства храма, благочиния и прихожан. Был скромен и трудолюбив, все возложенные послушания выполнял тщательно с неподдельным смирением».
Вечер памяти протоиерея Алексея Расева. Тверь, 8 декабря 2017 г.:
Комментарий о. Алексея Расева на рассказ И.С.Тургенева «Живые мощи» в программе тверского радио «Спаси и сохрани» (Первый отрывок):
Протоиерей Александр Шабанов:
Отец Алексей Расев и его чудесная книга
Вспоминать протоиерея Алексия Расева, писать про него, о том, каким был и что оставил, было легко. Он относился к невеликому числу людей, с которыми никогда не бывает муторно, страшно, неловко или мучительно тоскливо. Он был «легкий», – не поверхностный, не взбалмошно праздничный, а именно лёгкий, как случается лишь изредка; каким бывает изящной небесной работы птичье перо, оказавшееся на вашей ладони. Вы различаете множество деталей, прожилок, цветовых, и, в некотором смысле, архитектурных нюансов. Но оно почти невесомо, при всём многообразии неотъемлемых его составляющих.
За спиной мы всегда называли его просто: Лёша Расев. Он понятное дело, «входил в возраст», остепенялся, но не взрослел, поскольку его детскость, скорее беззащитность, была чертой онтологического порядка, нежели результатом сложной жизни. Последняя, действительно, ни комфортом, ни внешним обустройством не отличалась. Он жил в сплетении миров, разнящихся своими идеями, эстетикой, различно звучащих, но неизменно поднимающих свои голоса к Небу, то есть: людьми, Церковью, искусством и литературой. У меня подозрение, что в Гоголе он обнаружил нечто родственное и, увы, трагически совпадающее с этой гармонией.
Он был великий фантазёр и большой реалист, когда дело касалось творчества. Мы верили его историям, байкам, туманным притчам и, порой, колкому юмору. Не иронии, или тем паче насмешкам, а такому печальному, в духе Чапека или его любимого Саши Соколова, юмору. Он был уверен, что в мире полно чудесных вещей, которые только и ждут, когда мы к ним прикоснёмся. «Нужно только, – говаривал Алексей Расев, – не поспешать». С книгой своей, – главным, как считал делом, – и не спешил. Мы то, собственно, не торопили и даже с какого-то времени перестали ждать. Его литературная работа, казалась, неотрывная часть увлекательного мегапроекта: «Книга Расева».
Живёт себе протоиерей, служит, ходит к не чающим в нём души бабушкам, соборует их, если зовут, всегда охотно произносит с амвона проповеди, почти что поэмы в прозе, и, Бог весть когда, пишет книгу. Одну единственную. Не разменивается на статьи и так, иногда осторожно, ревниво даже, рассказывает о своей работе невоспроизводимым заговорщическим тембром: «А, знаешь, отец Матвей-то Николай Васильевича очень жалел. Он всех жалел, но Гоголя особенно, потому как…», и далее следовала какая-нибудь трогательная история, документальное подтверждение которой отец Алексей обязательно разыскивал.
Житейские неурядицы, наше обычное церковное малодружелюбие как печальное наследие подозрительности и незащищенности долгих последних десятилетий XX века, его только расстраивали, но не смогли перемолоть. Лёша Расев «держался». Можно выстаивать при порывах ветра, шторме и даже бури, но его противление растянулось на годы, и сил на борьбу с обыденностью подчас не хватало. Дух его не унывал, но что-то из внутренних резервов неумолимо истощалось. В ржевском пастыре он искал то, что уже не мог различить в нас. Мы ничего не шептали ему в уши, а он из тех, кому именно это необходимо делать. Конечно, каждый проходит свой особенный путь спасения, и мы не в праве указывать человеку, в чём смысл его испытаний, тем паче страданий. И тем не менее. Переживали, но не спешили помочь. Отдавали на волю Божию, не боролись за него, вот Бог и забрал. К Себе, в небесный Ржев, где отец Матфей с Гоголем, может быть, продолжают беседы о Литургии и судьбах Русской Церкви.
Он был во многом необычным пастырем. Чутким и деликатным. Никогда не накладывал тяжёлые гири закона на плечи своих прихожан, но старался снять лишний груз с их разума и сердец. Его внимательность обуславливалась каким-то глубоко христианским желанием не только самому дышать евангельским воздухом свободы, но и щедро делиться обретённой возможностью.
Он пришёл в Православие через культуру, которая делает христианина более твёрдым и менее нетерпимым одновременно. Он развивал не особо приветствуемую ныне мысль о том, что вне христианства, православия невозможно отстоять гуманизм перед соблазном нового нигилизма постмодерна, и охотно рассуждал на темы взаимности, справедливости и необходимости по-новозаветному переосмыслить гуманитарные науки, общественные институты, природу – всё.
Его проповеди, беседы и лекции-сказки запомнятся не тем, что он в них кого-то обличал за безнравственность или воспевал «чистоту православия», а тем, что от сердца говорил о Христе, ангелах, святых и о любви Небес, по «которым тоскует человек».
Теперь о нём грустим мы. Вспоминаем и пытаемся извлечь из памяти что-то важное, значимое и тёплое. Эта книга – его прощальный поклон. За переплётом, страницами, фотографиями, набором, корректурой и проч. незримо сложены годы его трудов, мыслей, надежд и переживаний. Отец Алексий Расев остался верен себе как священник и художник. Писал о других, а нам предоставил возможность отыскать его самого.