«И Божество, и вдохновенье». Вечер памяти священномученика Серафима Чичагова

Народный коллектив солистов академического пения «Грезы»

Выступает Сергей Шабутин

 20 апреля 2024 г. в ДК «Химволокно» прошел музыкально-поэтический вечер русского духовного романса «И Божество, и вдохновенье», посвященный памяти священномученика Серафима Чичагова (1856-1937), который в годы Первой мировой войны и революции 1917 г. был правящим архиереем Тверской и Кашинской епархии.

 Символично, что вечер был приурочен к 110-летию вступления владыки Серафима на Тверскую кафедру и состоялся 20 апреля – в день приезда владыки Серафима в Тверь в 1914 г.

 На музыкально-поэтическом вечере выступил известный тверской народный коллектив солистов академического пения «Грезы» ДК «Химволокно» под руководством лауреата Международного вокального конкурса Анны Кашириной, исполнивший цикл русских духовных романсов на музыку М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, В. Сабинина, П. Булахова. На вечере прозвучала духовная поэзия тверского поэта Сергея Шабутина.

 Серия духовных романсов священномученика Серафима Чичагова стала центральной частью всего концерта и по своему духовному содержанию, и по интонационно-эмоциональной восприятию зрительным залом.

 В исполнении ансамбля «Грезы» под фортепианное сопровождение концертмейстера ансамбля лауреата Международного конкурса Виолетты Филипповой прозвучали романсы владыки Серафима «Хочу молиться», «Тайна», «Душа изнемогла», «Ты, Бог мой».

 Рассказ о трагической судьбе священномученика Серафима Чичагова, его духовном и музыкальном наследии, а также служении на тверской земле представил председатель Отдела культуры Тверской епархии, настоятель храма свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского прот. Роман Манилов.

Руководитель и вдохновитель народного коллектива солистов академического пения «Грезы», лауреат Международного вокального конкурса Анна Каширина

Солистка народного ансамбля академического пения «Грезы», певчая храма Владимирской иконы Божией Матери г. Твери Ирина Галанова

 Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) вошел в историю России как авторитетный церковный иерарх, строгий ревнитель православных традиций, вдохновенный проповедник, самобытный мыслитель-богослов, глубокий философ. До вступления на путь священнического служения — блестящий военный, талантливый врачеватель, историк, литератор, музыкант, живописец, неутомимый общественный деятель.

 Владыка Серафим многим известен как автор уникального труда «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», послужившего прологом в деле прославления в 1903 г. прп. Серафима Саровского в лике святых.

 В Твери, помимо несения непростого архиерейского служения в условиях Первой мировой войны, владыка находил время не только для сочинения музыкальных произведений как литургического, так и светского характера, но для проведения концертов духовной музыки совместно с регентом Спасо-Преображенского собора Александром Александровым, на которых исполнялась духовная музыка и владыки Серафима и А. Александрова.

 Музыка священномученика Серафима – его духовные романсы и фортепианные пьесы близка по характеру к Чайковскому. Красивый мелодический язык, довольно сложные гармонии, развернутая фортепианная партия, хорошее чувство формы, умело подготовленные кульминации свидетельствуют не только о природном таланте, но и о композиторской школе владыки Серафима.

 Музыкальные произведения священномученика Серафима Чичагова отражают его размышления о подвигах самопожертвования, красоте, любви. В них чувствуется глубокое познание автором русской духовной музыки и использование ее главного посыла — мечты о нравственном совершенствовании человека.

 Нужно сердечно поблагодарить вокальный ансамбль академического пения «Грезы» за труд по включению в творческий багаж своего коллектива цикла духовных романсов митрополита Серафима Чичагова, исполнение которых всегда будет нести слушателю духовный посыл веры в Бога, сердечной надежды на Него во всех трудностях жизни и любви человека ко всем окружающим, несмотря на немощи человеческого естества и несовершенство человека.