Встречи с интересными людьми. Тверской меценат Эдвард Човушян
Недавно по одному делу мне удалось встретиться и пообщаться с интересным человеком, живущим в нашем городе — Эдвардом Олеговичем Човушяном. Знакомы мы с ним давно и часто пересекаемся на разных мероприятиях и встречах. Пару лет назад он помогал мне с поездкой в Грузию для знакомства с историей и наследием Тверского драгунского полка, который до революции 1917 г. более 50-ти лет охранял границы Российской империи, располагаясь в Кахетии в небольшом грузинском городке Дедоплис-Цкаро. Тогда с его помощью мне удалось найти подлинные полковые иконы Тверского драгунского полка и некоторые другие артефакты пребывания тверских драгун в Грузии.
Мы встретились с Эдвардом Олеговичем, чтобы не только вспомнить о многих его добрых делах, но и поговорить о настоящем.
Знаковым моментом для меня, — рассказывает Эдвард Олегович — оказалась встреча с известным путешественником и просто выдающимся человеком Федором Конюховым. Это произошло в 1993 году. С этого момента в моей жизни многое поменялось. Я поддерживал многие проекты всемирно известного путешественника и именно через него пришел к вере и Православию. Федор стал моим крестным отцом и крестил меня. На первое место у меня встала программа проектов, связанных с Православием. Первый из них носил название «Семь вершин – семь крестов».
Федор Конюхов решил покорить семь горных вершин на всех континентах и установить на них российский флаг. В унисон со своим другом Човушян Эдвард Олегович спонсировал создание и установку семи купольных крестов на православных храмах в Твери. Первый крест был установлен в 1993 году на Вознесенском соборе Твери.
На счету Эдварда Човушяна поднятые из руин памятники старины и взлелеянные им, как меценатом, спортивные и творческие коллективы. Но его имя наиболее широко известно благодаря многочисленным крестам, засиявшим над возрожденными храмами, большая часть которых установлена в нашем городе. Сегодня их общее число приближается к сотне. Церковь Владимирской иконы Божией Матери лейб-драгунского Московского полка, храмовый комплекс в Рыбаках, часовня академии ПВО и многое другое.
Когда-то церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери была полковой церковью 1-го лейб-драгунского Московского полка. Полк квартировал в Твери со второй половины ХIХ в. и в Твери у него не было своей церкви. В 1900-м г., в связи с празднованием 200-летия полка, был поднят вопрос о постройке полковой церкви. С этой просьбой обратились к императору Николаю II. Царь выделил часть средств из государственной казны, часть дал тверской вагоностроительный завод, основанный в 1898 г. Тверские купцы тоже откликнулись, и в 1904 г. храм был построен.
В советское время церковь неоднократно перестраивалась. Колокольня была разрушена, купол срезан, а внутри оборудована сцена, устроен клуб «Заря».
Лишь в 2002 г. здание Владимирской церкви вернули Тверской епархии. Начались реставрационные работы, в ходе которых купольный крест для храма был изготовлен благотворителем и меценатом Эдвардом Човушяном.
А еще раньше кресты, изготовленные на средства Эдварда Олеговича, увенчали другой храм, построенный уже тверскими драгунами на Кавказе в грузинском городке Дедоплис-Цкаро. Этот городок возник на месте расквартирования Тверского драгунского полка 200 лет назад, и именно в этом небольшом, но живописном уголке Кахетии и родился Эдвард Олегович.
С Дедоплис-Цкаро, что переводится как Царские колодцы, у Э. Човушяна особые отношения. За многолетнюю общественную и меценатскую деятельность в родном городе он удостоен высокого звания его Почетного гражданина. Несколько лет назад он положил начало еще одному большому делу по сохранению исторического наследия Тверского драгунского полка и возвращения его памяти в общественно-культурное пространство Твери.
В Дедоплис-Цкаро чудом сохранились подлинные полковые иконы, расформированного в 1918 году Тверского драгунского полка, которые бережно хранятся в одном из храмов города. Именно Эдвард Олегович подал идею о возвращении икон в Тверь. Первым шагом этого непростого дела стало написание в Твери реплики главной иконы полка — святых апостолов Петра и Павла. Этот проект состоялся, и сегодня реплика полковой иконы Тверского драгунского полка, торжественно переданная суворовцам в 2022 г. губернатором Тверской области Игорем Михайловичем Руденей, украшает новый храм Тверского суворовского военного училища.
Золотой крест красуется и над старинным тверским храмом Рождества Христова в Рыбаках, кресты мецената украшают и домовые храмы Центра специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева и Тверского епархиального управления. Особая история получилась с установкой креста на куполе часовни св. великомученика Георгия Победоносца на территории закрытого объекта – военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова.
Решение по строительству часовни во внутреннем дворе академии было принято после рейтингового голосования личного состава, 85% которого заявило о своем желании, чтобы на базе разрушающегося здания подстанции была построена часовня. Был создан проект, и при помощи различных спонсоров были укреплены и восстановлены стены, покрыта крыша. А далее выяснилось, что средств на храмовый крест уже нет. Стоил он достаточно дорого, а академия, готовившаяся к празднованию своего пятидесятилетия, к этому времени все свои ресурсы полностью исчерпала.
И здесь снова на помощь пришел Эдвард Човушян, чей золотой крест сегодня гармонично украшает воинский храм нашей доблестной Академии.
В географии крестов, установленных усилиями Эдварда Човушяна, помимо России, Болгарии, Сербии, Грузии есть и еще одна особая для него страна. Это Армения, в которой по стечению обстоятельств Эдвард Олегович провел свою юность.
7 декабря 2008 г. дипломатическая миссия Армении в России приняла в дар от Э. Човушяна трехметровый золоченый крест. Он был изготовлен по личной просьбе бывшего мэра города Спитака Н.Г. Мурандяна.
Название этого небольшого армянского города известно в России всем людям старше сорока. В 1988 г., во время страшного землетрясения, он был практически стерт с лица земли. В районе землетрясения погибло не менее 25 тысяч человек, без крова остались 514 тысяч. Такое большое количество жертв не в последнюю очередь связано с отсутствием в Советском Союзе специальной спасательной техники и персонала. Многие из спасателей тоже погибли под завалами. Именно в память о погибших в Спитаке спасателях на территории мемориального комплекса этого города и был установлен крест с помощью тверского мецената.
Казалось бы, можно почивать на лаврах крестоносца, как сам себя в шутку называет Эдвард Олегович, но внутренняя потребность к созидательной деятельности, неравнодушие к судьбам русской культуры и неукротимая энергия мецената не позволяют этому человеку успокоиться и жить согласно фразе персонажа легендарного фильма «Белое солнце пустыни»: «Хорошая жена, хороший дом, что еще надо человеку, чтобы встретить старость».
Ну, про старость – это уж точно не про меня, — смеется Эдвард Олегович!
Ну, а если серьезно, думаю, что пришло время от установки крестов на храмах перейти к проектам возрождения русских усадеб, и движение это должно непременно начаться с тверской земли, так как именно в нашей области сосредоточено больше всего руинированных дворянских усадеб с уникальной историей и судьбой, принадлежавших людям, составляющих золотой фонд национальной культуры России.
29 февраля 2024 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выступил с очередным программным Посланием Президента Федеральному Собранию, в котором сделал особый акцент на сохранение культуры и исторической памяти народов России. Тема, озвученная Президентом, дала мне импульс к осуществлению плана очередного масштабного проекта.
В своем послании Президент отметил, что «Старинные здания, усадьбы, храмы – это зримое воплощение нашей национальной идентичности, неразрывной связи поколений». В целях сохранения объектов культурного наследия, Президентом предложено предусмотреть «меры поддержки граждан, компаний, общественных объединений, которые готовы вкладывать свой труд, время и средства в восстановление памятников». Соответствующие механизмы предложено опробовать уже в текущем году в пилотном проекте Института развития «ДОМ.РФ».
Тверское общественное учреждение по разработке экономико-гуманитарных проектов «Русский научно-культурный центр», возглавляемое мною, имеет 30-тилетний опыт воссоздания объектов историко-культурного наследия от отдельных купольных крестов на храмах до усадебных комплексов с парками и системами каскадных прудов.
В свое время мы проводили работы по восстановлению усадебного комплекса Чукавино в Старицком районе Тверской области. Было реставрировано несколько усадебных объектов, старинный храм, в котором сейчас благодаря проведенным работам совершаются богослужения и люди имеют возможность приобщения к христианским ценностям и духовной жизни.
При соответствующей поддержке органов государственной власти центр готов включиться в работу по сохранению русской усадебной культуры и создать структуры по данному направлению не только в Тверской области, но и в каждом регионе. Созданная система позволит не только сохранить и восстановить архитектурные памятники, но и воссоздать полностью или частично утраченные объекты культурного наследия России.
Я убежден, что время, когда с грустью говорили о том, что на русских усадьбах можно поставить крест должно уйти в прошлое, и я верю, что сегодня, в свете поручений Президента о восстановлении русского национального архитектурного наследия, можно с уверенностью говорить, что кресты над архитектурными комплексами русских усадеб обязательно засияют. И я готов приложить к решению этой проблемы все свои силы и накопленный опыт.