В Старице прошел семинар по противодействию неоязыческим подменам в традиционной народной культуре

 12 февраля 2026 г. в Свято-Успенском мужском монастыре г. Старицы по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия прошел миссионерский семинар по противодействию неоязыческим подменам в традиционной народной культуре для работников учреждений культуры региона.

 Семинар был организован совместными усилиями Миссионерского отдела и Отдела культуры Тверской епархии, Министерства культуры Тверской области и Свято-Успенского монастыря г. Старицы.

 На семинар собрались руководители и художественные руководители Домов культуры муниципальных образований Тверской области.

 Главной темой семинара стало обсуждение проникновения в народную культуру неоязыческих измышлений под видом возрождения исконных народных традиций, а также вопрос о христианском смысле празднования масленицы.

 В наше время, когда мы стараемся осмыслить тысячелетнее христианское культурное наследие и возвратить его в культурную жизнь общества, становится очевидным факт несоответствия массового празднования масленицы в учреждениях культуры её подлинным христианско-народным обрядовым смыслам.

 К сожалению, в советское время сложилась устойчивая традиция празднования масленицы как дня проводов зимы. Понятно, что в то время ставилась задача уничтожить любой христианский смысл многих народных празднеств, складывавшихся веками. И надо сказать, что такая подмена советской властью была реализована блестяще и празднование т.н. проводов зимы стал ярким, веселым, эмоционально окрашенным зимним массовым представлением. Правда, при этом празднество лишилось не только духовно-нравственного, христианского, но и воспитательного смысла, к чему всегда должно призывать любое подлинно массовое культурное действо.

 С докладом «Тенденции развития современной праздничной культуры» на семинаре выступил к.п.н., доцент, директор колледжа культуры им. Н.А. Львова Алексей Баранов. Кандидат исторических наук, этнограф, член правления «Российского фольклорного союза» Григорий Базлов представил доклад: «Подмены народной культуры неоязыческими измышлениями и маскировка неоязычества под народную культуру».

 С тематическими сообщениями и приветственными словами к собравшимся обратились заместитель Главы администрации Старицкого муниципального округа Тверской области Марина Рыжкова, наместник Старицкого Свято-Успенского монастыря игумен Дамаскин (Леонов), председатель Миссионерского отдела Тверской епархии протоиерей Димитрий Курдюков, председатель Отдела культуры Тверской епархии, настоятель храма свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского г. Твери прот. Роман Манилов.

 Эмоциональным и заинтересованным внеплановым выступлением стало обращение ко всем участникам семинара Главы Кимрского муниципального округа Андрея Лукьянова, который отметил важность поднимаемой темы и необходимость тесного сотрудничества в области духовно-нравственного и культурного воспитания общества и особенно молодежи всех учреждений культуры и образования, а также Церкви. Только в таком соработничестве мы вместе сможем донести до нашего общества нравственные ценности многовековой христианской культуры и раскрыть ее красоту и подлинный смысл в том числе и через деятельность учреждений культуры, проводящих массовые праздники для широких слоев населения.

 В заключении работы семинара выступил директор Благотворительного фонда «Во имя святого Михаила Тверского» по восстановлению порушенных святынь на тверской земле Сергей Корнилов, который обратился к собравшимся с предложением тесного сотрудничества муниципальных учреждений культуры региона с Фондом в деле духовно-нравственного воспитания молодежи и восстановления совместными усилиями разрушенных храмов во многих сельских уголках Тверской области.

 Так получается, что в региональных муниципалитетах единственным очагом культуры и просвещения являются дома культуры и библиотеки, которые могут активно участвовать в благом деле восстановления разрушенных храмов. Сельские учреждения культуры могут стать эффективной информационной и культурной площадкой по привлечению внимания к проблеме восстановления сельского храма и платформой проведения многих просветительских мероприятий, направленных на решение проблемы восстановления разрушенных святынь нашего края.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ МАСЛЕНИЦЕ

 Скоро начнётся Великий пост, который предваряется масленичной неделей и широкими народными гуляниями в Домах культуры, в городских садах и общественных пространствах. Что мы, христиане, видим на таких праздниках, и что должно быть на них на самом деле.

 Первое: никаких проводов зимы никогда не было на масленичных гуляниях в культурной традиции празднования масленицы у русского народа. Это советская замена темы масленицы, как христианского праздника, темой проводов зимы, хотя какие проводы зимы могут быть в феврале-марте, когда зима ещё в самом разгаре.

 Второе: на Руси редко где сжигали чучело, обряженное в фигуру женщины. Это очень поздняя традиция и традиция в большей степени городская. Чаще всего сжигали колеса, пустые бочки, снежную бабу, облепленную блинами и остатками еды, делали костры из хлама, ветоши и ненужных вещей. Смысл сжигания так называемой масленицы — это сжигание греховности ветхого человека перед наступлением Великого поста, когда в человеке за время поста должен родиться человек новый, человек Нового завета. В огонь бросали все остатки скоромного (мясного и молочного), что не успели съесть за масленичную неделю, чтобы достойно вступить на поприще Великого поста и не соблазняться оставшейся не постной пищей.

 Третье: в чём евангельский смысл т.н. обжорства на масленицу и изготовления большого количества блинов и другой еды? Русскому человеку по своей природе всегда нужны были большие праздники, чтобы выплеснуть энергию, после чего человек погружался в долгие и тяжёлые периоды работы или продолжительное постовое время. И время масленицы – это время выплеска такой энергии. Обилие пищи раньше носило совсем другой характер: этой едой в основном угощали знакомых и, в первую очередь, бедных, неимущих людей, проявляя таким образом христианское соучастие в их жизни.

 Все обрядовые действия масленичной недели имели глубокий духовный смысл. У нас в памяти осталось такое выражение — сходить «к теще на блины». К тёще на блины ходили с одной целью – накануне Великого поста и Прощеного воскресенья попросить прощения у той, которая является самым нелюбимым объектом мужской части семьи. А ведь пойти к тёще, любовно пообщаться с ней и попросить прощения за обиды и невнимание – это и есть проявление христианской добродетели смирения своей гордыни накануне Великого поста. Такой же смысл имели и т.н. «золовкины посиделки», ведь для жены золовка (сестра мужа) зачастую была своего рода аналогом тещи для супруга. Было даже такое выражение: «золовка – змеиная головка».

 Очень бы хотелось, чтобы постепенно на широких народных празднованиях масленицы руководители учреждений культуры делали бы такие сценарии праздника, в которых заключались бы истинные основы этого праздника, как праздника, наполненного христианским смыслом, способного воспитывать народ, а не просто его развлекать.

 И ещё. Хорошо бы, празднование масленицы проходило в субботу, а не в воскресный день, который называется Прощеным воскресеньем, когда люди должны уже кончить веселиться и начать подготовку к вступлению в Великий пост посещением службы в день великого церковного праздника Прощеного воскресенья.