В Твери открылась выставка современного тверского храмового искусства «Сопричастие»
4 августа 2022 г. в лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра на ул. Советская 54 открылась уникальная выставка современного тверского храмового искусства «Сопричастие».
Организатором выступил Николо-Малицкий мужской монастырь, насельником которого иеромонахом Никодимом (Соболевым) были представлены как собственные иконографические работы, так и работы известных тверских иконописцев Елены Антоновой, Руслана Гебя, Константина Федорова, Александра Константинова и других. Идея выставки была поддержана Тверским областным отделением «Союза художников России», Администрацией г. Твери и Тверским городским музейно-выставочным центром.
В торжественной церемонии открытия выставки принял участие председатель Отдела культуры Тверской епархии, настоятель храм свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского п. Литвинки г. Твери прот. Роман Манилов.
С приветственными словами к собравшимся обратились насельник Николо-Малицкого монастыря г. Твери иконописец иеромонах Никодим (Соболев), председатель Тверского областного отделения ВТОО «Союз художников России» заслуженный художник России Геннадий Самойлов, член Союза художников России Константин Федоров, народный художник России священник Евгений Антонов, член Союза художников России Елена Антонова, председатель Отдела по церковному искусству, архитектуре и реставрации Тверской епархии протоиерей Сергий Чивиков.
Главным посылом выставки стала идея показать тверской публике работы современных тверских иконописцев, пытающихся возродить в своих работах культурное наследие и духовное содержание византийской эпохи, периода своего художественного рассвета.
Сопричастие лучшим образцам византийского и древнерусского искусства – вот задача для творчества современных мастеров, пытающихся языком искусства донести глубокие духовные истины своим современникам.
Этот посыл крайне важен в современном церковном искусстве, так как в наше время стремительно возрастает тенденция к выхолащиванию подлинного храмового искусства и подмена его живописными заменителями и псевдо-образцами в самых худших традициях храмовой живописи.
Во времена св. кн. Михаила Тверского в Твери на острове в устье р. Тьмака был греческий Феодоровский монастырь, в котором подвизались одни греки, выписанные из Византии и Афона тверскими князьями. Они переводили на славянский язык святоотеческую литературу и писали иконы в лучших традициях храмового искусства Византийской империи. Тверские князья хорошо понимали, что следование за великими образцами книжности и иконографии Византии есть единственный путь культурного и духовного развития княжества, исторически не имеющего традиций храмового искусства и потенциала собственного развития храмового искусства.
К сожалению, начиная с эпохи царя Алексея Михайловича и его сына императора Петра Первого развитие русской живописи и всего храмового искусства пошло по западноевропейскому образцу, в котором ярко выразилась тенденция замены высокой иконографии живописностью изображений и натуральностью изображений и подмена духовного содержания творчества душевными переживаниями мастеров.
Отрадно, что в Твери есть мастера, пытающиеся возродить в храмовом искусстве лучшие тенденции мировой иконографии, обращаясь не к своим душевным переживанием и светскому живописному стилю в иконографии, а к высочайшим образцам византийского строгого храмового искусства.
Выставка продлится до 4 сентября 2022 г.
Прот. Роман Манилов