День памяти святых князей Бориса и Глеба

Борисоглебский храм г. Твери

 6 августа 2024 г. в день памяти святых князей мучеников Бориса и Глеба в Борисоглебском храме г. Твери прошло торжественное богослужение в честь престольного праздника.

 По приглашению настоятеля храма, митрофорного протоиерея Александра Свиридова, настоятель храма свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского г. Твери протоиерей Роман Манилов принял участие в праздничной Божественной Литургии. После Литургии состоялся необычный крестный ход от храма Бориса и Глеба к храму Иоанна Предтечи, где прихожан двух храмов ждала первая совместная трапеза с прекрасным угощением и дружеским общением в течение нескольких часов! Такого у нас в Твери еще не было.

Прот. Роман Манилов и митрофорный прот. Александр Свиридов

 Для меня лично жизнь святых князей Бориса и Глеба всегда была не до конца раскрытой темой в истории нашей церкви. Думается, что мы не имеем полной картины всего с ними произошедшего (их жизни и смерти) по отсутствию сохранившихся источников, а житийный вариант страдает схематизмом и героическим пафосом, закрывающим подлинные обстоятельства всего с ними произошедшего.

 Церковь чтит святых князей за отказ от братоубийственной войны с родным братом Святополком, за восприятие своей смерти как смерти за Христа и за его заповеди, за то, что они предпочли лучше умереть, чем встать на путь гражданской войны, мести и стремления к захвату власти и киевского престола. Мирскому восприятию всего происходящего, борьбе за справедливость они предпочли духовное, евангельское отношение к проблемам конкретной исторической ситуации, что привело их не только к смерти, но и к стремительному вхождению в Царство Небесное, к святости и земному прославлению.

 Но, если мы посмотрим на историю, случившуюся после гибели братьев от рук Святополка, то увидим, что их брат Ярослав Новгородский, прозванный народом Мудрым, а церковью причисленный к лику святых, поступил в аналогичной ситуации совершенно по-другому. Он решительно выступил против убийц своих братьев, не поддался на лукаво-коварное приглашение Святополка приехать в Киев, где его также ожидала смерь, а открыто начал войну со Святополком Окаянным, разгромил его, отомстил убийцам братьев и изгнал Святополка за пределы Киевской Руси, где тот и окончил весьма постыдно свои дни. То есть варианты поведения в одной и той же ситуации могут быть совершенно различными.

 То, что совершили князья Борис и Глеб, добровольно и сознательно отдавшись в руки убийц, отказавшись от сопротивления и борьбы, в конце ХIХ в. оформит в религиозно-философское учение «о непротивлении злу силой» великий русский писатель Л.Н. Толстой, против которого так истово будет выступать Русская Православная Церковь того времени.

 Так чем же тогда для нас христиан является подвиг святых князей Бориса и Глеба? В непротивлении злу силой? Конечно же нет. Думается, что надо отделить их подвиг в конкретной исторической ситуации от самой оценки этого подвига как примера подлинной христианской жизни.

 Они совершили подвиг как индивидуальные личности, воспринимая себя не как правителей отдельных частей Киевской Руси (Борис правил в Ростове, а Глеб в Муроме), обязанных оберегать свое отечество от всяческого, в том числе и политического зла, а как учеников Христовых, которым было сказано «Вложи меч свой в ножны, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут» (Мф. 26:52).

 Быть может, самое главное, что их подвиг показал плоды совсем недавнего принятия их отцом, князем Владимиром, христианства и крещения им Руси. Их подвиг говорит о том, что крещение Руси было духовно воспринято нашими предками с самых первых времен христианизации, не как политическое решение князя Владимира по вхождению в семью христианских европейских держав Рима и Византии, а как духовный выбор князем Владимиром вектора развития своей страны. Уж если даже князья предпочитают жизнь по евангелию всему прочему и смерть по евангелию благополучной жизни, то можно представить какие плоды должно принести вскорости развитие церковной христианской жизни на просторах Киевского государства. И плоды не заставили себя ждать. Из истории известно, что из всех христианских стран только наше отечество будет зваться Святой Русью.

 Тверской храм Бориса и Глеба на протяжении последних лет пребывал в крайне затруднительных обстоятельствах. За несколько прошедших лет храм сменил не менее пяти настоятелей, которые по разным причинам не задержались на приходе, что привело к сложной ситуации с приходской жизнью, реставрацией и приведением храма и прилегающей территории в должный вид.

 Совсем недавно митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием настоятелем храма был назначен митрофорный протоиерей Александр Свиридов – настоятель храма Иоанна Предтечи, расположенного рядом с храмом Бориса и Глеба, что позволило о. Александру объединить два прихода в один дружный приход, существующий в двух храмах.

  Приходская жизнь храмов Бориса и Глеба и Иоанна Предтечи протекает в сложных условиях. Они стоят рядом друг с другом, по соседству находятся еще три храма – собор Белая Троица, храм св. кн. Михаила Тверского и храм в Красной Слободе в честь свт. Николая. Место расположение этих храмов таково, что жилых кварталов там не так много, и с прихожанами у них всегда были проблемы.

 Будем надеяться, что о. Александру с помощью Божией удастся осуществить свое намерение по объединению приходов и созданию единого крепкого большого прихода на благо процветания церковной жизни в этом районе нашего города.

 Помоги, Господи, прихожанам двух храмов стать единой дружной приходской семьей, без которой невозможно будет полноценная христианская приходская жизнь и восстановление Борисоглебского храма!