День памяти прославления святейшего Патриарха Тихона

 9 октября 2025 г. Церковь отметила день прославления в лике святых святейшего Патриарха Тихона, возглавляющего Собор новомучеников и исповедников российских.

 Нам сейчас сложно представить, что легло на плечи Патриарха Тихона после его избрания на патриаршее служение в самые страшные и жестокие послереволюционные годы, когда рухнуло все устроение не только государственно-политической жизни Российской империи, но и всего строя прежней народной жизни: культуры, быта, миропонимания…

 Все страшные перемены в жизни страны с отказом от наследия прежней России легли на плечи Патриарха, которому приходилось противостоять всему слому прежней жизни, прежней культуры и мировоззрения, а не только открытой борьбе советской власти против Церкви и ее служителей.

 Нам трудно, да и невозможно представить все напряжение Патриарха Тихона, все проблемы, трудности и тяготы современной ему жизни.

 Помимо противостояния открытой агрессии против Церкви и стремления ее уничтожить, на Патриарха легли и внутренние проблемы церковной жизни, сказавшиеся на самом ее существовании в то время.

 Одна из них — это образование т.н. новой «Живой церкви», стремившейся занять место патриаршей Церкви и открыто ставшей на сторону советской власти. Самым страшным в этой ситуации было для Патриарха то, что люди, с которыми он ранее вместе учился в семинарии и академии, вместе служил и причащался, вдруг стали открытыми врагами Церкви, стали создавать параллельную церковную структуру, и, подобно Иуде, доносить в соответствующие органы, требовать ареста и физического уничтожения своих собратьев из законной патриаршей Церкви.

 Еще одной проблемой, осложнившей жизнь Патриарха Тихона, стала позиция образовавшегося зарубежного церковного сообщества, которое со временем стало Русской Православной Церковью Зарубежом. Первоначально ее организаторы не мыслили себя вне своей матери Церкви и признавали главенство и духовную власть Патриарха, что было естественно и законно. Но вместо устроения церковной жизни для русского народа, оказавшегося в изгнании, часть зарубежного сообщества встала на путь политической борьбы против советской власти и, к сожалению, стала делать всевозможные публичные заявления о восстановлении монархии в России, о свержении власти большевиков.

 Это было негативно воспринято советской властью и новые репрессии, давление на Патриарха усилились в значительной мере, так как Патриарх являлся главой и зарубежного церковного сообщества, а значит, как считали большевики, это он стоит во главе заговора против революционной власти народа.

 Проблемы и нравственные тяготы всего, что происходило тогда в советской России — убийство священников, епископов и митрополитов, разрушение церквей, изъятие церковных ценностей, глумление над мощами святых угодников и святынями Церкви — взял на себя наш Патриарх, и нам невозможно представить, как тяжело ему было и физически, и морально. Но он до последнего нес свой крест патриаршего служения, не сдаваясь, под обрушившимся на него прессом со стороны революционной безбожной власти, желавшей полного уничтожения и Церкви, и всех ее служителей, в том числе и самого Патриарха.

 В апреле 1925 года здоровье Патриарха не выдержало такого напряжения и 7 апреля он скончался. Но то, что он успел сделать – сплотить верные церковные силы, вдохнуть в них веру и надежду, что Церковь уничтожить никому не под силу – стало фундаментом не только сохранения Церкви в то страшное время, но и ее возрождения в дальнейшем. И как только стало возможно, в 1989 году, Церковь прославила своего Патриарха, жизнь свою положившего за ее существование и само ее бытие.