Круглый стол о культуре празднования Масленицы

Масляничная частушка. Фольклорный ансамбль «Вересень» Тверского колледжа культуры им. Николая Львова, 27 января 2023 г.
Директор Тверского колледжа культуры им. Николая Львова Алексей Баранов и председатель Миссионерского отдела Тверской епархии прот. Димитрий Курдюков
Выступает известный тверской историк и этнограф Григорий Базлов

 27 января 2023 года меня, как председателя Отдела культуры Тверской епархии, пригласили принять участие в круглом столе «Проблемы соотношения христианского и языческого в контексте масленичной праздничной обрядности» в колледже культуры им. Н.А.Львова, который состоялся по инициативе Миссионерского отдела Тверской епархии и Тверского колледжа культуры им. Н.А.Львова.

 Работа круглого стола началась с посещения фольклорно-этнографического центра Тверского колледжа культуры им. Н.А. Львова. Участники познакомились с экспозицией, материалами фольклорных экспедиций, прослушали народные песни и масленичные частушки Весьегонского района Тверской области.

 С докладами и сообщениями на тему несоответствия массового празднования масленицы в наших учреждениях культуры её подлинным христианско-народным обрядовым смыслам выступили директор колледжа Алексей Баранов, председатель Миссионерского отдела Тверской епархии протоиерей Димитрий Курдюков, председатель Отдела культуры Тверской епархии прот. Роман Манилов.

 Особенности христианского взгляда на масленичную обрядность и её неоязыческие подделки были блестяще раскрыты в выступлении Григория Базлова — кандидата исторических наук, этнографа и известного общественного деятеля в области культуры и просвещения г. Твери.

 Скоро начнётся Великий пост, который предваряется масленичной неделей и широкими народными гуляниями в наших Домах культуры, в городских садах и общественных пространствах. Что мы, христиане, видим на таких праздниках, и что должно быть на них на самом деле:

 Первое: никаких проводов зимы никогда не было на масленичных гуляниях в культурной традиции празднования масленицы у русского народа. Это советская замена темы масленицы, как христианского праздника, темой проводов зимы, хотя какие проводы зимы могут быть в феврале-марте, когда зима ещё в самом разгаре.

 Второе: на Руси редко где сжигали чучело, обряженное в фигуру женщины. Это очень поздняя традиция и традиция в большей степени городская. Чаще всего сжигали колеса, бочки с молоком, снежную бабу, облепленную блинами и остатками еды, делали костры из хлама, ветоши и ненужных вещей. Смысл сжигания так называемой масленицы — это сжигание греховности ветхого человека перед наступлением Великого поста, когда в человеке за время поста должен родиться человек новый, человек Нового завета. В огонь бросали все остатки скоромного (мясного и молочного), что не успели съесть за масленичную неделю, чтобы достойно вступить на поприще Великого поста.

 Третье: в чём евангельский смысл т.н. обжорства на масленицу и изготовления большого количества блинов и другой еды? Русскому человеку по своей природе всегда нужны были большие праздники, чтобы выплеснуть энергию, после чего человек погружался в долгие и тяжёлые периоды работы или продолжительное постовое время. И время масленицы – это время выплеска такой энергии. Обилие пищи раньше носило совсем другой характер: этой едой в основном угощали знакомых и, в первую очередь, бедных, неимущих людей, проявляя таким образом христианское соучастие в их жизни.

 К тёще на блины ходили с одной целью – накануне Великого поста и Прощеного воскресенья попросить прощения у той, которая является самым нелюбимым объектом мужской части семьи. А ведь пойти к тёще, любовно пообщаться с ней и попросить прощения за обиды и невнимание – это и есть проявление христианской добродетели смирения своей гордыни накануне Великого поста.

 Очень бы хотелось, чтобы постепенно на этих широких народных празднованиях масленицы руководители учреждений культуры делали бы такие сценарии праздника, в которых заключались бы истинные основы этого праздника, как праздника, наполненного христианским смыслом, способного воспитывать народ, а не просто его развлекать.

 И ещё. Хорошо бы, празднование масленицы проходило в субботу, а не в воскресный день, который называется Прощеным воскресеньем, когда люди должны уже кончить веселиться и начать подготовку к вступлению в Великий пост посещением службы в день великого церковного праздника Прощеного воскресенья.

 В заключение предлагаем вашему вниманию замечательный документальный фильм Федора Бабенко об истории искажения в нашей стране подлинного смысла праздника масленицы под названием «Русская культура: история подмены», выпущенного в 2022 г.

«Русская культура. История подмены». Документальный фильм Федора Бабенко. Санкт-Петербург 2022 г.