Лазарева суббота и общее соборование. Вход Господень в Иерусалим
16 апреля 2022 г. накануне двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим в Церкви всегда по-особому отмечается событие воскрешения Господом праведного Лазаря, получившее в богослужебном календаре название Лазарева суббота.
Богослужение этого дня тесно связано с самим праздником Входа Господня в Иерусалим. У этих двух праздничных дней даже праздничный тропарь один и тот же.
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».
Во время Своей земной жизни Господь несколько раз совершал чудо воскрешения из мёртвых.
Вспомним воскрешения сына бедной вдовы и воскрешение дочери начальника синагоги Иаира. В первом случае Христос был «невольным» свидетелем похорон сына одной вдовы и проявил великое Божье милосердие и человеческое сострадание к убитой горем женщине.
Воскрешая дочь Иаира, к которой Господь шёл как к больной, чтобы исцелить её, а придя в дом Иаира застал её уже скончавшейся, Господь не мог не выполнить просьбу отца о помощи исцеления больного ребёнка – ведь смерть есть логическое завершение болезни. Но исцеляя дочь Иаира через её воскрешение, Господь запретил, сопровождавшим его трём ученикам, рассказывать о случившемся чуде.
В Лазареву же субботу Господь публично и при огромном стечении разнообразного народа, в присутствии многих Своих учеников совершает принародно чудо воскрешения Лазаря, чтобы весь народ и, прежде всего, Его ученики твёрдо вложили себе в сердце ту истину, что и их Учитель после Своей насильственной смерти на Кресте воскреснет, и что когда Он явится к ним после Своего воскресения, Он будет не призраком, не духом или видением, а тем Самым Христом, который три года вместе с ними жил, учил и проповедовал. И воскреснет Он с помощью той же силы – Божьей силы, Которая воскресила и праведного Лазаря, а значит то страдание и смерть по человеческому естеству было добровольно принято Господом ради спасения рода человеческого, и эти страдания, и позорная смерть являются не слабостью и позорным концом проповеднической жизни Спасителя, а Его славным венцом и целью воплощения в этом земном мире.
В кратком песнопении, воспевающим праздник Входа Господня в Иерусалим, поётся так:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне».
Каждому стоит задуматься над словами «И мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне».
Что они значат для нас, для нашей жизни? Как мы будем вопиять, благословлять и следовать за Господом? Также как весь народ Иерусалима при входе Господа в этот святой град, ликующий при Его входе, а через несколько дней кричащий распни, распни Его или как-то по-другому?