Неделя о слепом и день св. Ксении Петербуржской
6 июня в неделю 6-ю по Пасхе, получившей по евангельскому чтению название Недели о слепом, мы слышали за Божественной Литургией Евангелие от Иоанна, в котором описаны события исцеления Спасителем слепорожденного, его мытарства по фарисейским допросам об этом исцелении и встреча со Христом после всех многообразных событий, связанных с чудом прозрения (Ин. 9, 1-37).
Любое евангельское повествование имеет не только внешнее повествовательное значение, но и глубокий духовный смысл, который заложен в Священном писании для нашего назидания и спасения.
В этом евангельском отрывке, несмотря на явность чуда, его неординарность (исцелен не просто слепой, а слепорожденный), последующие насыщенные события с исследованием фарисеями факта исцеления с привлечением родителей исцеленного, не приводится имя исцеленного, хотя в других случаях евангелисты называют имена исцеленных, как например, исцеленного от слепоты Вартимея, сына Тимеева (Мк.10, 46-52).
Быть может в данном случае евангелист Иоанн под видом слепорожденного символически разумеет все человечество и прежде всего всех нас христиан — слепцов, не имеющих духовных очей для видения своего духовного падшего состояния. Как часто мы честно можем сказать себе наедине, что являемся духовными слепцами, чья суета житейская, обремененность страстями и неспособность к решительной борьбе со грехом уподобляет нас этому евангельскому слепорожденному.
Мы все слепорожденные, ибо все испорчены первородным грехом, который по слову святых отцов есть прежде всего поврежденность человеческой природы грехом, о которой псалмопевец Давид с болью возглашал в 50-м псалме: «Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя».
Эту поврежденность может исправить только Господь – как только Он мог исцелить слепорожденного — через таинство крещения и последующей нашей жизни по евангельским заповедям с исповедью и причащением Святых Христовых Тайн.
Господь исцеляет слепорожденного, показывая всем нам, что только Он способен отверзнуть очи слепому, ибо «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Ин. 9, 32).
Господь мог бы исцелить этого слепого одним словом или даже мыслью, но Он совершает целую манипуляцию – берет из-под ног землю, плюет на нее (что в современных условиях вирусологической неблагоприятной обстановке вообще процедура более чем неприятная и неприемлемая), растирает в руках и помазывает смесью земли и слюны глаза слепого.
А затем начинаются мытарства исцеленного юноши, когда его с пристрастием расспрашивают на собраниях фарисеев, призывают родителей, допытываясь у них о чуде исцеления, поносят его и в конце концов с позором изгоняют его вон со словами: «Во грехах ты весь родился» (Ин. 9, 34).
Господь нам хочет сказать, что наше исцеление — это тот дар Божий, который дается нам не даром, а с терпением скорбей в мире сем, трудами по защите дара, полученного нами от Бога, с несением своего жизненного креста. Ведь совлечение с себя ветхого человека, приросшего к нашему естеству от юности нашей, всегда связано с терпением скорбей и внутренней борьбой, сопротивляющегося ветхого человека, не желающего покидать своего уютного жилища в нашем сердце.
Сегодня мы вспоминаем и св. Ксению Петербуржскую, память которой в эти летние дни недавно стала праздноваться как день прославления святой 6 июня 1988 г.
В наше время, наверное, никто не сможет подражать подвигу блаженной. Разве может кто-либо добровольно отказаться от своего имущества и жилья и пойти скитаться по улицам города как летом, так и зимой? Разве может кто-либо каждую ночь в любое время года и в любую погоду молится в поле? Может ли кто повторить жизнь блаженной?
Но подвиг каждого святого это всегда назидание всем нам и пример для подражания.
В чем можем мы подражать св. Ксении Петербуржской? Давайте попробуем подражать ей хотя бы в чем-нибудь одном.
Вспомним один ее поступок, когда святая по ночам носила кирпичи на колокольню строящегося храма в честь иконы Божией Матери Смоленская, который до сих пор украшает знаменитое Смоленской кладбище Санкт-Петербурга. Когда утром строители приходили на работу, то наверху строящейся колокольни уже лежала готовая в укладке куча кирпича.
Нужны ли были строителям эти кирпичи? Наверное, нет, ибо для постройки храма была сформирована большая артель с каменщиками, штукатурами, подсобными рабочими, грузчиками и т.д. От кирпичей Ксении строительство храма не зависело и храму эти кирпичи были не нужны. Эти кирпичи нужны были самой Ксении.
Помню, как моя прабабушка рассказывала мне, как ее мать ходила в церковь по воскресным дням в соседнее село за несколько километров и всегда клала в свою котомку большой тяжелый кирпич, чтобы путь к храму это был путь к храму и к Богу, а не путешествие в соседнее село на ярмарку или на базар.
У прп. Серафима Саровского есть одно высказывание, которое поможет нам понять поступок святой и, самое главное, применить его к своей жизни.
Прп. Серафим Саровский говорил, что учить других – дело нехитрое. Это как камни с колокольни кидать, а вот самому учиться – это труд большой. Это все равно, что камни на колокольню носить.
Так часто бывает, что в нашей жизни мы все хотим быть учителями, поучать наших друзей, близких и родных. А вот самим учиться мы не хотим и всегда воспринимаем поучения близких с раздражением, обидой и неприятиям. Об этом хорошо сказано в Евангелии: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Мф. 7,3).
Пример святой Ксении Петербуржской показывает нам, что сначала надо самому научиться жизни по Евангелию и заповедям Христа, а потом уже и других учить.
Перефразируя одно известное высказывание прп. Серафима Саровского можно сказать так – научись сам и вокруг тебя научатся тысячи.