Неделя 18-ю по Пятидесятнице. Собор святых отцов VII Вселенского собора
24 октября 2021 г. в неделю 18-ю по Пятидесятнице отмечается день святых отцов Седьмого Вселенского собора (787 г.), утвердивших догмат об иконопочитании и отвергших заблуждение о том, что почитание икон есть идолослужение.
В начале VIII в. в светской среде Византийской империи стало преобладать мнение, которому попытались придать вид церковного учения, о недопустимости почитания икон, молении перед ними и их размещении в храмах. Устойчивость, широкое распространение и напористость этого мнения были обусловлены тем, что во главе партии противников икон стояли императоры Византии.
Смысл их борьбы был обусловлен двумя причинами. Одна из них заключалась в полном непонимании сторонниками этого течения сути иконы в духовной жизни человека.
Общение верующего с иконой должно строиться на нескольких духовных основах: благоговении, славословии и покаянии.
Один из главных принципов духовного устроения жизни человека – это благоговейное отношение к любой святыне – иконе, церковной утвари, церковному пению, чтению, богослужению, церковным книгам, святыням. Без благоговения невозможна духовная жизнь человека. Не зря святые отцы всегда говорили, что вольность в отношении с людьми и со святынями церкви опустошает душу человека и делает её неспособной к принятию благодати. Есть даже такой святоотеческий афоризм: «Вольность – мать порока».
Наше предстояние иконе и молитвы к Богу, Божией Матери и святым перед их ликами должно начинаться с благоговения перед святыней, которая помогает нам возвести ум, чувства и мысли от видимого образа к Образу невидимому. И здесь не важно какая икона находится перед нашими глазами – бумажная, написанная на доске или стене храма, старинная, чудотворная или совершенно обыкновенная только что созданная иконописцем. Главное, чтобы в нашей душе жило чувство благоговения, ведь мы не должны забывать, что в минуты общения со святынями мы общаемся и предстоим Самому Богу.
Второе чувство, которое мы должны испытывать, общаясь с иконой или святынями – это славословие Бога, Божией Матери и святых. Как ангелы непрестанно воспевают и славословят Бога словами «Свят, свят, свят Господь Саваоф!», так и мы должны непрестанно славословить Бога, особенно в минуты нашего общения со святынями, помня строчки одного духовного канта «Слава Богу за скорбь и за радость».
И наконец третье правило молитвенного предстояния человека Богу – покаяние. Мы всегда должны помнить слова Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Псалмопевец Давид ещё во времена Ветхого Завета писал: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасёт» (Пс. 33: 19).
Без покаяния и покаянного состояния души невозможна никакая духовная жизнь, без покаяния все наши молитвы, даже перед чудотворными иконами, будут бесплодны и бесполезны.
Всех этих духовных принципов правильного отношения к святыням, в том числе и иконам, не понимали византийские императоры и видели в иконах идолов, а в молитве им — идолопоклонство.
Нужно прояснить обстановку, в которой родилось иконоборчество. В течение первых веков христианства, вплоть до VIII в. не ставился вопрос о догмате иконопочитания, так как нахождение икон в храмах и молитвы к ним ни у кого не вызывали никаких претензий, и просто не было повода к богословскому обоснованию законности молитв перед образами. Поэтому не было учения об иконопочитании, выработанного и закреплённого каким-либо собором.
Иконоборческие императоры обращались к словам Священного писания о не сотворении себе кумиров и не поклонении им, а также рассуждали о том, что невозможно средствами искусства изобразить божественную часть природы Христа, и все иконы изображают лишь человеческую частицу Божественной Личности Спасителя. Ведь и язычники, книжники и фарисеи тоже видели Христа, как и апостолы, но ведь они не увидели в этом человеческом облике никакой Божественности. Значит простое изображение Лика Христа бессмысленно, так как изображает всего лишь Его человеческую природу, которая не может служить образом Его Божественности.
Все осложнялось ещё и тем, что в то время распространились ложные представления о значении икон в жизни христиан. Появились традиции брать иконы в поручители при заключении каких-либо договоренностей, брать иконы в качестве крёстных при крещении, служить на иконах Божественные литургии при приглашении священников в дома и т.д. Эти нарушения церковной жизни послужили оправданием для иконоборцев в гонении на иконы и очищении от них церквей.
Авторитет движению иконоборчества придавал и тот факт, что многие императоры Византии – активные иконоборцы — были талантливыми полководцами и спасителями империи от нашествия арабов и возможной гибели империи в то непростое для Византии время.
Церковная власть, видя неправильность мнения иконоборцев, к сожалению, не смогла противостоять мнениям императоров, открыто выступить против гонений на иконы и обосновать законность иконопочитания. Так сложился союз светской власти и власти церковной в гонении на иконы.
В защиту иконопочитания выступили монастыри и монашество Константинополя и всей Византии. Тогда императоры повели настоящую войну против монашества и монастырей, которая привела к жутким гонениям, многотысячным убийствам иноков, разорению и закрытию монастырей, глумлению над самим фактом монашества. У современников было такое ощущение, что вернулись времена страшных гонений первых веков христианства.
Всё изменилось со смертью императора Льва Хазара и вступлением на Византийский престол его супруги царицы Ирины, ставшей регентшей при малолетнем сыне Константине в 780 г. Несколько лет она методично и дипломатично готовила общественное мнение к необходимости созыва особого собора для рассмотрения вопроса о проблеме почитания икон, который и состоялся в 787 г. в г. Никея – месте проведения Первого Вселенского собора.
Здесь на соборе и было обосновано православное учение об иконопочитании, выработаны догматические принципы отношения к иконе, и закреплена незыблемость догмата об иконопочитании.
После своей смерти Ирина была прославлена Церковью в лики святых.