Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. Храм свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского п. Литвинки г. Твери, 16 июня 2024 г.

Фреска святых отцов Первого Вселенского Собора под председательством равноапостольного царя Константина. Под ногами святых отцов осужденный нечестивый Арий

 16 июня 2024 года, в Неделю 7-ю по Пасхе Церковь чествует память святых отцов Первого Вселенского Собора, собравшихся в 325 г. в г. Никее противостать еретическому учению о Божественной природе Иисуса Христа александрийского пресвитера Ария, учившего о том, что Христос – это не единоприродный Сын Божий, а высшее творение Бога Отца, созданное Им для проведения Своих действий в этом мире.

 Из этой логической, в чем-то красивой и понятной конструкции, взятой Арием из языческой философии, он сделал следующий, также ошибочный и еретический вывод и том, что и Дух Святой не является полноценной Божественной ипостасью, а является тоже творением – творением сотворенного сына Божия Иисуса Христа.

 Это еретическое учение настолько завладело умами христиан того времени, настолько распространилось во многих частях Восточной Римской империи и за ее пределами, что понадобились самые решительные меры, в том числе и такие как созыв Вселенского Собора, чтобы предотвратить распространение этого пагубного учения и его влияния в среде верующих христиан.

 В сегодняшнем апостольском чтении за Божественной Литургией апостол Павел предупреждал своих учеников и последователей о том, что наступят такие времена, что «по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой» (Деяния 20, 29-30).

 Таким волком и одним из первых ересиархов и стал талантливый священник из Александрии Арий.

 Ересь – это не просто умственное заблуждение человека или группы людей. Это прямой путь погибели человека и в этой жизни, и в жизни вечной. Ибо учение Ария о том, что Христос не Бог, а творение Божие перечеркивает весь подвиг Богочеловека Христа, Его Жертву за род человеческий, Его страдания на Кресте, Воскресение из мертвых, а значит и наше воскресение после смерти и приобщение к жизни вечной в Царствии Небесном.

 В Евангелии сегодняшнего дня Господь говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17, 3).

 Вот за эту возможность вхождения в жизнь вечную души человеческой через Жертву подлинного Богочеловека Христа и встали святые отцы Первого Вселенского Собора, осудив ересь Ария и утвердив на Соборе то определение о Лице Иисуса Христа, тот Символ нашей веры, который мы каждый раз соборно поем на Божественной Литургии: «Верую … во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Имже вся бы́ша».