Немного ностальгии. Эхо советской жизни. Радионаследие епископа Сан-Францисского Василия Родзянко
Сегодня закончил читать книгу воспоминаний епископа Американской Православной Церкви Василия Родзянко (1915-1999), после прочтения которой захотелось послушать его живой голос и радиопередачи, созданные им в Англии и Америке, где владыка жил, служил и проповедовал.
Многие из нас, кто ещё застал эпоху Советского Союза или остатки советской жизни в конце 1980-х гг., помнят идеологическое противостояние СССР и стран западной коалиции, стремящихся всеми силами разложить идеологическую стойкость и монолитность советского общества.
В отличии от сегодняшнего противостояния, когда наступила пора открытой ненависти и лжи ко всему русскому и российскому, в те времена идеологическую борьбу можно было с определенной долей условности назвать борьбой с элементами благородства и заботой о культурном просвещении советских слушателей. Многие западные радиостанции в своих программах, направленных на Советский Союз, предлагали советским слушателям литературные, музыкальные и исторические материалы самой высокой пробы и авторитетности, но запрещённые в СССР.
Так по «Голосу Америки» или радиостанции «Би-Би-Си» транслировали передачи с чтением М. Булгакова, М. Зощенко, А. Ахматовой, Н. Гумилева, А. Солженицына, писателей русской эмиграции И. Шмелева, И. Бунина, З. Гиппиус, Д. Мережковского и многих других, имена которых в Советском Союзе были под запретом.
Особой темой, как тогда называли, «вражеских» голосов была религиозная пропаганда, которая на деле оказывалась просветительским служением русской эмиграции своей бывшей Родине, находившейся в сетях антирелигиозной идеологии.
Так на лондонской радиостанции «Би-Би-Си» в 1955 г. оказался русский эмигрант, священник Владимир Родзянко (1915-1999), религиозные передачи которого стали чуть ли не единственным источником религиозного просвещения на территории Советского Союза.
Владимир Родзянко – внук последнего председателя Государственной Думы России Михаила Родзянко, принимавшего отречение императора Николая II, прошёл путь от женатого священника Сербской Православной Церкви в Югославии и Англии до епископа Американской Православной Церкви с титулом Сан-Францисский.
Без преувеличения владыку Василия можно считать осколком Святой Руси, о которой писали И. Шмелев, Е. Поселянин, С. Нилус, живым носителем традиций русской дореволюционной православной культуры и культуры русского зарубежья, в которой он вырос и которой отдал всю свою жизнь.
Владыка Василий Родзянко был хорошо знаком и дружен со многими выдающимися церковными деятелями своего времени, в том числе с митрополитом Антонием Храповицким и архиепископом Иоанном Максимовичем, архиепископом Шанхайским и Сан-Францисским, о которых он подробно рассказал в своих книгах.
Особым и многолетним увлечением священника Владимира Родзянко, а потом и епископа Василия Родзянко (после кончины супруги он принял монашество и был рукоположен в Америке в сан епископа) стала работа по созданию религиозных передач на радиостанции в Лондоне в компании «Би-Би-Си», а потом и в Америке на радиостанции «Голос Америки».
Благодаря этим передачам тысячи людей в Советском Союзе смогли не только получать информацию о православной жизни за рубежом, но и иметь возможность слушать святоотеческое наследие, Евангелие, историю Православной Церкви и многое другое.
Предлагаем вашему вниманию две передачи о. Владимира Родзянко, записанные им в Лондоне на радиостанции «Би-Би-Си» в 1970-х гг., посвящённые архиепископу Сан-Францисскому и Шанхайскому Иоанну Максимовичу, которого владыка Василий знал лично.
Также прикладываем радиопередачу о свт. Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском протоиерея Виктора Потапова – настоятеля Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне и родственника владыки Василия Родзянко (его супруга Мария Потапова была племянницей владыки Василия), который вёл религиозные передачи на «Голосе Америки», предназначенные для слушателей Советского Союза.
Слушая эти радиопередачи с определенным эмигрантским акцентом и колоритом нельзя не проникнуться ностальгией по давно ушедшим временам и той эпохе, в которой жили личности, которых сейчас мы воспринимаем как великих подвижников благочестия и святых ХХ века.