Новый 2023 год. Год молитвы, чтения и изучения Священного Писания
Проповедь после Божественной литургии 1 января 2023 г.
Вот и наступил новый 2023 год. По церковному календарю новый год начинается 1 сентября (14 сентября по новому стилю). В этот день положено служить особый молебен на начало нового года, а само это событие называется новолетием. Но за всё время своего служения я ни разу не видел, чтобы кто-то действительно воспринимал начало нового года 1-го сентября.
С петровских времен прочно, даже в церковной среде, укоренилась традиция связывать начало нового года именно с 1 января, правда при Петре Первом Новый год отмечали не как сейчас, а по старому стилю, т.е. 14 января по новому стилю. И сейчас мы называем эту дату странным выражением – Старый Новый год.
Для человека, живущего полноценной церковной жизнью, ни 1 сентября и ни 1 января не являются действительными датами, наполненными внутренним содержанием, чтобы отмечать их как даты начала нового года.
Мы живём в эпоху, начало которой исчисляется от Рождества Христова, но начало нового года отмечаем за несколько дней до главного эпохального события мировой истории, положившего начало новой эры. Вот если бы Новый год и Рождество Христово совпадали, то тогда и сам праздник Нового года был бы наполнен и глубоким смыслом, и подлинным торжеством.
Так получилось в истории, что при вычислении даты Рождества Христова учёные монахи средневековья совершили ошибку в несколько дней от возможной даты Рождества Христова, а все современные учёные говорят о том, что сегодня, к сожалению, невозможно точно вычислить подлинную дату Рождества Христова по недостаточности Евангельских сведений об этом событии. Сама дата 7 января – дата условная, но уже давно ставшая устойчивой и непререкаемой традицией.
Но сегодняшнее Евангельское чтение, открывающее новый цикл чтений за Божественной Литургией, начинается с 1-й главы 1-го Евангелия – Евангелия от Матфея, в котором повествуется о родословии Иисуса Христа и Его Рождестве, так что те, кто встретил новый год за Божественной Литургией, наполнили его подлинным новогодним Евангельским смыслом – Рождеством Христовым.
Вступая в новый 2023 год, каждый думает о том, а каким он будет? Что ждёт нас в этом новом году? Отмечая в прошлом году наступление нового 2022 года, многие по-земному желали себе и близким здоровья, успехов, благополучия и какого-то нового счастья, но уже в феврале 2022 г. страна вступила в состояние т.н. СВО, которая показала всю суетность и бессмысленность наших земных пожеланий и надежд. Многих уже и в живых-то нет, не говоря уже о том самом новом счастье, которое для многих обернулось страданием, горем, болезнями, инвалидностью и т.д.
Как в таких сложных и трагических обстоятельствах современности обрести покой в своей душе, как не ожесточиться, не озлобиться в реалиях полного разгрома и разлада всей жизни нашей страны. Плохо всё. Вся экономика наша отдана на откуп продажным откупщикам, без совести грабившим нашу страну в последние годы, наши основные ресурсы газ и нефть никому стали вдруг не нужны, от нас все страны отгородились, мы стали изгоями, наши военачальники показали свою полную неспособность, граничащую с предательством, решать любые, даже самые простые военные задачи.
Как обрести спокойствие от этих бурлящих в наших душах вопросов? Ответ может быть такой. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий объявил 2023 год годом молитвы, чтения и изучения Священного Писания, ведь только в подлинной молитве мы сможем найти успокоение своей душе.
Великие угодники Божии прп. Сергий Радонежский и прп. Серафим Саровский были столпами молитвенного делания, и к ним шла вся Русь и вся Россия, хотя они и удалились от мира, чтобы остаться наедине только с Богом. Их молитвенное состояние души привлекло к ним тысячи мятущихся душ, ищущих покоя в перипетиях времени. Ведь времена прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского были эпохами смутными и крайне тяжёлыми для страны. Средневековые раздоры князей, междоусобицы, татарское иго при прп. Сергии, нашествие Наполеона, восстание декабристов, ужасное время Николая Первого при прп. Серафиме. Но именно к ним – молитвенникам, обретшим с её помощью покой в своих душах, стремились все жаждущие духовного покоя и мира.
Что такое настоящая молитва? Часто мы с молитвой путаем чтение молитвенного правила, которое на деле часто оборачивается простым его вычитыванием, не имеющим к подлинной молитве никакого отношения.
У христианина должно быть постоянное молитвенное состояние, когда его душа в течение всего дня постоянно обращается к Богу. Для этого в Церкви есть Иисусова молитва «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» и молитва мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», которые мы должны так читать, чтобы они стали постоянным дыханием нашей души в течение всего дня, независимо от каких-либо обстоятельств нашей жизни.
Чтобы молитва была молитвой, а не просто произнесением определенных слов, надо выполнить хотя бы три простых правила.
Правило первое – молитва должна произносится со вниманием, ибо где нет внимания, где ум постоянно отвлекается по сторонам даже во время церковных служб, там никакой молитвы нет. Вспомним как юродивый Василий Блаженный, выйдя со службы, на которой был и царь Иоанн Грозный, сказал ему:
— Царь, что-то я не видел тебя сегодня на Литургии?
— Как не видел, мы же вместе с тобой стояли на службе, — отвечал царь Иоанн.
— Нет, тебя там не было, ты всю службу гулял по Воробьевым горам.
И действительно во время службы царь обдумывал и планировал постройку нового дворца на Воробьевых горах.
Часто и мы, не имея внимания в молитве, гуляем при её чтении и даже во время богослужений по просторам наших мыслей в мечтаниях и в обдумывании разных дел.
Для того, чтобы молитва наша была молитвой собранной и внимательной, давайте будем всегда представлять себе к Кому мы обращаемся с молитвой и перед Кем в ней предстоим.
Второе правило молитвы – это благоговение, без которого молитва Богом принята не будет, а будет нам лишь во осуждение. Вспомним притчу о званых на пир, когда слуги после отказа званых прийти к Господину на пир, собрали по распутиям всех, кого смогли найти, чтобы наполнить пир народом. Там оказался один человек не в брачной одежде, означающей то, что он без благоговения пришёл на этот пир, не сознавая того, что он пришёл на пир к самому Царю и Господину. В результате Господин повелел его бросить во «тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22, 13).
Третье правило в молитве – покаяние, без которого нет никакой молитвы. Будем всегда иметь в памяти притчу о мытаре и фарисее, молящихся в храме, в которой отражено два образа молитвы – молитвы фарисея, превозносящегося своей праведностью и правильностью жизни, и молитвы мытаря, сознающего себя грешником и кающимся пред Господом за свою неправедную жизнь. Именно мытарь вышел из храма оправданным, а фарисей осуждённым.
Чтобы научиться молиться, надо уметь отстраниться от суеты и суетности этого мира. Надо уметь живя в мире, устраниться от суеты и страстей этого мира. Меньше смотреть телевизор, особенно современные шоу на политические темы, где кроме страстей и суетных эмоций нет ни правды, ни подлинной информации о сути происходящих событий, где все стараются друг друга перекричать и настоять на своей точке зрения.
Скажем даже так: кто постоянно смотрит телевизор, тот никогда не научится молиться.
Чтобы сохранить спокойствие души в этом бушующем мире и способность понимать и верно анализировать всё происходящее, надо как можно чаще читать Священное Писание и изучать его. Ведь в нём можно найти ответы на все вопросы современности, только нужно приложить свои силы к чтению и изучению по святым отцам текстов Нового и Ветхого Заветов.
Почему старцы всех времён могли давать советы всем к ним приходящим и по всем вопросам, в том числе и политическим? Вспомним прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского. Разве они были погружены во все тонкости происходящих исторических и политических событий? Разве они ими интересовались? Конечно же нет. Они были погружены в молитву и чтение Священного Писания, в котором черпали понимание всего происходящего и ответы на всё происходящее вокруг.
Давайте приложим все усилия, чтобы девиз митрополита Амвросия, предложенный им для Тверской епархии, сделать 2023 год годом молитвы, чтения и изучения Священного Писания стал и нашим девизом, хотя бы на этот новый 2023 год.