Об искренности при обращении к Богу на примере бедной вдовы

 «Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела». (Лк. 20,45-47, Лк. 21, 1-4)

 В этот субботний день (2 марта 2024 г.) заканчивается первая подготовительная неделя к Великому посту – Неделя о мытаре и фарисее. Главный нравственный посыл, выраженный в притче о мытаре и фарисее, заключается в видении своих грехов, в искреннем раскаянии по примеру грешника мытаря и в исторжении из своего сердца мнимой праведности фарисея, гордыни и тщеславия своими достоинствами и добродетелями, осуждения всех людей.

 Евангелие сегодняшнего субботнего дня духовно завершает Неделю о мытаре и фарисее повторением смысла этой притчи другим образом и другими словами Христа.

 Господь показывает Своим ученикам, предупреждая их о «закваске фарисейской», духовную пустоту, порочность и бесплодность духа жизни книжников и законников, «которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся», и приводит в пример праведность бедной вдовы, которая, несмотря на скудость своей жизни, оторвала от себя две последние лепты, чтобы принести их в дар Богу.

 В Евангелии несколько раз встречается образ бедной вдовы, который можно понимать, как весь род человеческий, в лице Адама изгнанный из Рая и лишенный мужа – Божьего покрова, защиты и благословения. Мы все представляем собой ту бедную вдову, которая, лишившись мужа, лишилась его защиты, заботы, попечения и любви, оставшись наедине с миром сим, лежащим во зле и стремящимся поглотить всякую душу человеческую.

 Вспомним притчу о неправедном судье и бедной вдове, которая своей настойчивостью смогла побудить этого судью, ни Бога, ни людей не боящегося, встать на защиту ее прав и защитить ее от досаждавшего ей обидчика. Господь тогда сказал, указывая на эту вдову, хваля ее добродетель настойчивости и постоянства в молитве (мольбе о помощи), «что должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18, 1).

 Образ этот мы встречаем и в рассказе о воскрешении Спасителем сына наинской вдовы. Господь, увидев скорбь женщины, потерявшей не только единственного сына, но и свою опору в жизни, подал ей Свое милосердие и воскресил ее сына, явив этим милосердие к падшему роду человеческому, символически запечатленному в образе вдовы.

 Бедная вдова в сегодняшнем евангельском рассказе, которая «больше всех положила», хотя положила всего две лепты, похвалена Господом за искренность своей веры, искренность своего отношения к Богу. Она показывает нам пример как надо с подлинной искренностью и любовью относиться к вере, Богу и храму Божьему.

 Ни пожертвования важны сами по себе, ни молитвы наши как таковые, а то с каким чувством мы это делаем – с подлинной искренностью и любовью или как книжники и законники с фарисейским тщеславием и мнением о себе.

 Искренность, подобная искренности этой вдовы, и должна стать нашей посильной лептой, приятной и угодной Богу.