Положено начало новому проекту Тверского театра драмы — спектаклю о Михаиле Тверском

Слева – направо: главный режиссер Тверского театра драмы Александр Павлишин, председатель Отдела культуры Тверской епархии, настоятель храма свт. Иоанна Шанхайского г. Твери протоиерей Роман Манилов, автор сценария спектакля о Михаиле Тверском Андрей Вартиков

 20 марта 2024 г. состоялась итоговая встреча главного режиссера Тверского академического театра драмы Александра Павлишина, известного тверского журналиста и сценариста Андрея Вартикова и председателя Отдела культуры Тверской епархии, настоятеля храма свт. Иоанна Шанхайского г. Твери протоиерея Романа Манилова — творческой группы по созданию тематического спектакля, посвященного покровителю Верхневолжья святому благоверному князю Михаилу Тверскому.

 Более 30 лет на малой сцене театра шел моноспектакль заслуженного артиста России, создателя и председателя Общества Михаила Тверского Георгия Пономарева «Михаил Тверской», прекративший свою театральную жизнь после кончины Георгия Николаевича 29 мая 2022 г. Повторить спектакль Георгия Пономарева невозможно, так как он был выстроен под харизматическую личность его автора и создателя, подстроиться под которую, наверное, не решился бы ни один актер театра.

 Именно поэтому главный режиссер Тверского театра драмы Александр Павлишин задумал создать новый спектакль, рассчитанный уже на большую сцену и с многими действующими персонажами. Для работы над сценарием был приглашен давний друг Тверского театра драмы, известный тверской журналист Андрей Вартиков. Спектакль должен стать визитной карточкой региона, освещающей главную страницу истории Тверского княжества – жизнь и служение Отечеству выдающегося правителя древней Руси св. кн. Михаила Тверского. Рабочее название постановки «Михаил Тверской. Жизнь за други своя».

 В основе сюжета положены последние дни и минуты жизни Михаила Тверского в Орде, когда князь, закованный в колоду, ждал приговора хана Узбека в своем шатре под охраной монгольских воинов. Здесь он встречается со своим главным противником и врагом московским князем Юрием, полководцем Кавгадыем и ведет с ними разговор о совести и жизни Руси во время монгольского ига.

 Главной сквозной линией сценария является общение князя с одним отроком, оказавшимся в орде среди многочисленной общины русичей, сострадающим князю в его беде. Беседы князя с отроком раскрывают внутренний мир Михаила Тверского, его любовь к Отечеству, Богу и людям. Отрок никак не может понять почему князь отказывается бежать из-под стражи и Орды, чтобы спасти свою жизнь, зачем нужен такой Бог, который посылает доброму князю такую судьбу и невинные страдания. Это общение прерывается смертью князя, послужившей уверением отрока в вере, истинности заветов князя своему народу и значению его подвига во имя Христа и Отечества.

 Можно сказать, что в образе отрока выведена Русь того времени (да и нашего тоже), с ее сомнениями, непониманием подлинности жизни по заповедям Христа, метущимся характером, но одновременно являющейся и надеждой князя Михаила на то, что с такими искренними и чистыми помыслами, таящимися в душе отрока, Русь обязательно воспрянет от монгольского ига и разделения внутри себя.

 Хочется пожелать главному режиссеру театра Александру Павлишину, автору сценария Андрею Вартикову и всей труппе театра осуществить все задуманное и создать спектакль памяти великого угодника Божьего, неординарного правителя древней Руси и Тверского княжества св. кн. Михаила Тверского для духовно-нравственного и гражданского воспитания нашей молодежи, а также исторического просвещения общества.