Суббота первой седмицы Великого поста. Память великомученика Феодора Тирона и трагедия в Москве
«Господи, даруй мне зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего»
(из великопостной молитвы прп. Ефрема Сирина)
В этот день 23 марта 2024 г., в день памяти св. великомученика Феодора Тирона, по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия после Божественной Литургии мы всем приходом помолились о погибших во вчерашней московской трагедии.
Хотелось бы сказать прихожанам, близко сердцем воспринимающих всё происходящее, когда даже от православных людей, в том числе и священников, можно услышать осуждение людей, которые на первой неделе Великого поста пошли развлекаться в этот злополучный концертный зал, что мы христиане должны оценивать происходящее с духовной точки зрения, без эмоциональной душевной истерии и мирского взгляда на происходящее в мире.
Мы сами в недавнем прошлом были такими же далекими от церковной и духовной жизни людьми. Давно ли мы обратились к Богу, пришли в Церковь и стали пытаться жить по заповедям Божиим? И не жили ли мы так же по-мирски, по-плотски, как живут сегодня большинство наших сограждан? Помню, как однажды на исповеди одна женщина каялась в совершении 28 абортов! Мы все когда-то были такими же, только вот стали ли мы сегодня настоящими православными христианами, живущими по Евангелию?
Осуждать пришедших в Великий пост в развлекательное учреждение и пострадавших там – это все равно, что радоваться гибели неверующих во Христа индуистов, буддистов где-нибудь в Индии или же исповедующих ислам народов, страдающих от войн, катастроф и стихийных бедствий.
Мы все граждане одной страны, мы один народ, просто одна его часть ещё не дошла до сознательного христианского образа жизни. Вспомним, что Христос пришёл и пострадал за всё человечество, за грешников, а не единичных «праведников».
Сегодня в одном из Евангелий (Мф. 20, 1-16), читаемом на Божественной Литургии, Христос рассказал своим ученикам притчу о владельце (господине) виноградника, который нанимал работников для уборки урожая за одну монету. Начинается она так: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой».
Хозяин виноградника нанял работников с утра, потом пригласил следующих спустя несколько часов, потом ещё, а под конец рабочего дня, когда до окончания сбора винограда осталось не больше часа, пригласил и тех, кто нигде не мог в этот день получить какую-либо работу и заработок. И всем им хозяин виноградника заплатил одинаково – по одной монете, что вызвало возмущение у приглашенных к работе с самого раннего утра. Как же так, мы работали целый день, а они всего-то несколько часов, и получили все поровну, забыв о том, что сами нанялись за предложенную плату, которую и получили по окончании труда.
В этой притче хозяин виноградника, его господин – это Сам Христос, а виноградник – это весь мир и Начальник этого мира Сам определяет кому, что, сколько и по какой причине воздать за его жизнь. И бывает так, что первые станут последними, а последние – первыми, как и было сказано в этой притче в её завершении.
Сам Господь взвесит жизни всех погибших в этой страшной московской трагедии для Царства Небесного и, быть может, они получат большее воздаяние в жизни вечной, чем мы, знающие волю Божию и не творящие её.