100-летие «Русского исхода»

100-летие Русского исхода (14-15 ноября 1920 г.). Прот. Роман Манилов, храм свт. Иоанна Шанхайского п. Литвинки г. Твери 15 ноября 2020 г.

 14-15 ноября 2020 г. исполняется 100-летие трагической даты – исхода Русской армии из портов Крыма, главным из которых был Севастополь, под командованием её главнокомандующего барона Петра Николаевича Врангеля.

Вместе с Белой армией Крым, а с ним и Россию покинуло огромное количество гражданских лиц, не пожелавших остаться под властью большевиков. Трагедия «Русского исхода» — в расколе русского общества, намеренно созданного новой революционной властью, и в исходе из России лучших её граждан.

Вместе с армией Врангеля Россию покинула русская интеллигенция: писатели, художники, музыканты, ведущие учёные, инженеры, педагоги, многие из которых потом станут основателями инженерных прорывов Запада, создателями университетов и научных открытий, культурных свершений.

Главным уроком русского исхода, который стоило бы нам всем усвоить – это гибельность самого раскола общества, когда одна его часть намеренно и преступно присвоила себе право делить людей своей страны на наших – правых и на всех остальных, с которыми можно поступать, как кому угодно.

 Потом этот большевистский опыт повторит гитлеровская Германия, в которой людей будут сжигать в камерных топках только потому, что они не наши – не нашей крови, веры, мировоззрения.

 Можно утверждать, что 80% русской интеллигенции не были противниками новой советской власти и готовы были честно работать на благо Родины, значительная часть русского офицерства также могла органично войти в состав Красной армии, подавляющее большинство русского духовенства не были врагами большевиков и не выступали против этой, пусть даже богоборческой власти.

 Какой смысл был в уничтожении огромного количества тех, кого называли классовыми врагами? Никакой. Только в самой античеловеческой сути коммунизма и в его, ослепленных злобой, вождях. Такой же смысл, как и в фашистской Германии, уничтожавшей в печах евреев только за то, что они евреи и объявившей неполноценными, а значит подлежащих уничтожению, все расы кроме германской.

В советское время сложился массовый и устойчивый стереотип негативного отношения к Белому движению и его лидерам. Этот стереотип, основанный на нежелании самостоятельно думать, анализировать, искать ответы на сложные исторические вопросы до сих пор пронизывает наше российское общество и, думается, что настаёт время осмыслить всесторонне ту, так называемую революцию, ту отчаянно-непримиримую борьбу белых и красных и личности выдающихся вождей Белой армии.

Иоанн Шанхайский в Севастополе в 1920 г. Рассказывает прот. Андрей Папков г. Чикаго США. Съемки Елены Чавчавадзе для фильма о свт. Иоанне 2017 г.